Представители Единого оператора маркировки и прослеживаемости товаров в Казахстане, ТОО “Центр развития цифровой экономики” провели встречу-семинар с журналистами, передает Toppress.kz.
В настоящее время в Казахстане обязательной маркировке средствами идентификации подлежат табачные изделия, обувная продукция и все лекарственные средства. Маркировка – это специальная зашифрованная метка на товаре, которая содержит информацию о производителе, серийный номер и код защиты от взлома. Она помогает всем участникам товарной цепочки быстрее и надежнее взаимодействовать друг с другом: производителям, дистрибьюторам, поставщикам, розничным торговым точкам и потребителям. Главная цель, преследуемая в настоящее время Единым оператором маркировки – защитить население от поддельной продукции и дать отпор теневому бизнесу и контрафакту. Цель обязательной маркировки – пресечь незаконный оборот товаров и защитить потребителей от приобретения некачественной продукции.
Говоря о прозрачности рынка и безопасности товаров, генеральный директор ТОО «ЦРЦЭ» Бикеш Курмангалиева отметила, что сейчас очень много, так называемой фейковой информации о проходящих проектах по маркировке товаров, которая не соответствует действительности.
“Уверены ли вы, что то, что написано на товаре соответствует тому содержимому, которое в нем есть? К сожалению, у нас сегодня есть большие проблемы с этим. К сожалению, законопослушность общества оставляет желать лучшего. Это позволяет теневому бизнесу процветать. А что это значит? Значит это обман народа, когда нас с вами, как потребителей обманывают, когда продают не понятно, что и выдают за качественные товары”, – сказала Бикеш Курмангалиева.
По словам спикеров, маркировка продукции – это больше чем символ на товаре. Это инструмент для борьбы с теневым рынком, контроля качества и равных возможностей для бизнеса. Выступающие представители Единого оператора рассказали о том, как наносятся знаки и коды на товар, с помощью какого оборудования они считываются, и как это будет выгодно в первую очередь для бизнеса и потребителей.
Анализ отечественного товарного рынка позволил определить ряд перспективных товарных групп, подлежащих маркировке. Объем теневого рынка по данным товарам может составлять от 33% до 86%. К ним относятся пивоваренная продукция, моторные масла, молочная продукция, крепкий алкоголь, товары легкой промышленности, вода и сахаросодержащие напитки, ювелирные изделия. Введение маркировки по данным товарным группам позволит снизить теневой оборот. итоговое определение товарных групп, подлежащих маркировке, будет осуществлено по результатам всестороннего анализа рынка, размеров «теневого» сегмента, потенциальной опасности для населения, развития отечественных товаропроизводителей и других факторов.
Добавим, что по информации министерства торговли и интеграции, в Казахстане было инициировано проведение восьми пилотных проектов: табачные изделия, обувная продукция, лекарственные средства, упакованная вода и сахаросодержащие напитки, молочная продукция, алкогольная продукция, ювелирные изделия и товары легкой промышленности. Реализация этих проектов сейчас находится на разных этапах, некоторые из них уже завершены, а некоторые – на стадии завершения.