Сегодня с нами встретился директор РГКП «Государственный историко-культурный музей-заповедник «Ботай» Министерства культуры и спорта РК Кулбаев Уалихан Кайролинович. И в нашем интервью мы поговорим об уникальном археологическом памятнике Ботай и одноименном музее-заповеднике «Ботай», где впервые была одомашнена дикая степная лошадь.
– Название Ботай в Казахстане становится часто повторяемым и узнаваемым многими гражданами нашей страны. Без преувеличений можно сказать, что энеолитическое поселение Ботай и символ укрощенной дикой лошади превращается в бренд Казахстана. Один из многих брендов независимого Казахстана. Археологический памятник Ботай сегодня упоминается в учебниках по истории Казахстана, в программных статьях первых лиц государства. Зарубежные ученые подтверждают, что Ботайская культура одна из первых смогла одомашнить лошадь, и это изменило полностью ход всей мировой истории. Но за завесой остаются те моменты того, как происходило открытие Ботайской культуры. Уалихан Кайролинович расскажите как Ботайская культура, а именно поселение Ботай стало известно всему миру? Может ли Ботай стать таким же знаменитым археологическим памятником мира как Аркаим, Мохенджо-Даро, Теотиуакан?
– Скажу точно, что при определенной поддержке государства и общества может. Большинство известных памятников изучались целыми десятилетиями. На них обращали внимание во всем мире. Точно также как и на поселение Ботай. Но я хотел бы начать с небольшой исторической справки. Поселение Ботай было открыто в 1980 г. профессором Зайбертом В.Ф., тогда еще участником Северо-Казахстанской археологической экспедиции. И исследуется до сих пор, то есть более 40 лет.
В то время помогали в археологических раскопках студенты Петропавловского педагогического института. В советское время археологические экспедиции насчитывали очень большое количество участников. И на полевых раскопках проводились Всесоюзные конференции, семинары, круглые столы. На поселении также проводился Всесоюзный полевой археологический семинар. Это исторический факт!
Но серьезные подвижки в изучении Ботая были связаны с обретением Казахстана независимости в 1991 году. Стали возможны первые поездки за рубеж, сотрудничество с зарубежными учеными, археологами. Чего и говорить наука за рубежом на тот момент стояла на высоком уровне, чем в Советском Союзе и на первых этапах независимого Казахстана. Нам было и есть до сих пор чему поучиться у зарубежных ученых, в том числе и российских. Открытые границы дали нам возможность обмена информацией по археологическим памятникам Казахстана, в том числе и Ботая. Например, в 1994 году профессор Зайберт В.Ф. провел целый комплекс лекций в ряде британских университетов. И тема там была всего одна – Ботай как центр доместикации лошади. В этом же году была организована выставка о Ботайской культуре в Кембриджском археологическом музее и международный симпозиум «Ранние коневоды Евразии», на котором присутствовали 80 ученых из 16 стран мира.
В 1996 году были начаты казахстанско-германские исследования материалов Ботая. Материалы ботайских поселений были подвергнуты изучению традиционных методов в археологии – трасологии, типологии, остеометрии, радиоуглеродного датирования, геомагнитной съемки. С конца 1990-х годов, происходит перелом в государственной политике по отношению к археологическим культурным памятникам. В-первую очередь это финансирование исследовательских работ из государственного бюджета. Например, с 2016 по 2019 годы археологические исследования на поселении Ботай велись за счет республиканского бюджета по реализуемому Проекту «Исследование и реконструкция социально-экономических и мировоззренческих контекстов на материалах памятников Ботайской культуры». Конечно, мы стараемся привлечь и частные средства. Длительное время важную роль в исследованиях Зайберта В.Ф. на Ботае занимала Академия «Кокше» из г. Кокшетау, в связи с реализацией государственной программы «Изучения и сохранения историко-культурного наследия РК» 2004-2006 годов. Результаты Кокшетауской археологической экспедиции были изложены в коллективной монографии «Тайны древней степи».
– Уалихан Кайролинович скажите, а как удалось доказать, что лошадь была одомашнена древними ботайцами? Почему нельзя предполагать, что они просто охотились на диких степных лошадей, а затем туши животных приносили к себе в жилище?
– На данный момент существует множество доказательств утверждающих, что ботайцы смогли приручить лошадь. Например, при проведении исследований российским ученым Л. Гайдученко. Было определено, что большая часть останков лошадей принадлежит кобылицам. У домашнего скота количество самок всегда преобладает над самцами. С помощью костяных проколок, скальпелей ботайцы проводили селекцию-отбор, когда прокалывали самым слабым самцам лошади яичник, либо могли просто употреблять их в пищу. Наиболее выносливые лошади становились транспортным средством для ботайцев. Еще одним фактом является наличие частиц кисломолочной продукции на останках керамической посуды. При том, что кроме костей лошади на поселении Ботай не было найдено останков костей других животных, которые могли бы дать молочную продукцию. То есть, логически рассуждая единственным источником кисломолочной пищи могла быть лошадь. Археологами, например, были найдены псалии, элемент примитивной уздечки. В определении доказательств одомашнивания ботайской лошади активное участие принимали зарубежные ученые. Хочу также упомянуть и Институт генетики и общей цитологии в г. Алматы. На базе этого института проводились генетические исследования по определению сходства костных останков ботайской лошади с современными породами лошадей.
– Как директор музея-заповедника, скажите какими, вы видите перспективы развития и планы на будущее вашего музея?
– Сегодня мы выходим на новый уровень. В планах нашего музея строительство визит-центра общей площадью в 2052 кв.м. рядом с поселением Ботай возле села Никольское, которое расположено в Айыртауском районе. Подмечу, интересный факт, что поселение Ботай расположено среди других исторических и культурных памятников – Карасай-Агынтай, Сырымбет, Бурабай, Красный Яр. И все это в радиусе 90 км. от Ботая.
В целях развития туризма, в визит-центре будет расположен гостиничный комплекс на 64 человека, кафетерий. Также хотим построить конюшню для развития конного туризма, где посетители могли бы проехать по историческим местам окружающим Ботай. Планируем конные экскурсии по красивым природным местам Шалкара, Имантау, Айыртау. Также угощать кумысом всех посетителей нашего музея, приготовленным традиционным методом. Ботай будет вносить вклад и в развитие конного туризма.
Экспозиционные залы будут оборудованы современными технологическими новинками. В фондохранилище нашего музея находится около 5000 тысяч уникальных экспонатов. И нам есть, что показать туристам, как отечественным, так и зарубежным.
В научно-исследовательском плане наши научные сотрудники, будут проводить дальнейшие раскопки на всех поселениях Ботайской культуры. Ведь для полного изучения всех аспектов Ботайской культуры требуется еще несколько десятилетий археологических исследований. Многие вопросы еще не изучены. И пользуясь случаем хочу пригласить всех кому интересна история нашей страны, независимого Казахстана, к нам на поселение Ботай, в наш музей-заповедник Ботай где мы расскажем вам о важной эпохе в истории Казахстана.
– Благодарим вас Уалихан Кайролинович за очень интересное интервью. Желаем вам реализации всех планов музея-заповедника Ботай, новых научных открытий и воспитывать интерес к истории нашей страны у молодого поколения.