В соответствии с приказом министра здравоохранения в Казахстане утверждена Дорожная карта по развитию службы охраны психического здоровья Казахстана на 2017–2018 годы. Для реализации данной программы объединились наркологическая и психиатрическая службы Казахстана. Эксперты говорят, что объединение двух служб – это мировой опыт, использующийся в деле борьбы с наркоманией и неизменно приносящий плоды. Следует отметить, что о необходимости объединения в Казахстане говорили уже давно: психологи, наркологи, руководители неправительственных организаций в один голос утверждали, что без подключения к программе борьбы с наркоманией квалифицированных психиатров работа не будет идти должным образом.
Статистические данные за 2017 год.
При анализе статистических данных по заболеваемости наркоманией вырисовывается следующая картина.
Число лиц со впервые установленным диагнозом «психическое и поведенческое расстройство, вызванное употреблением психотропных активных веществ (или сокращенно – ПАВ) в первом полугодии 2017 года уменьшилось с 17 690 человек до 11 264 человек – то есть на 38,3 процента. На 44,2 процента уменьшилось количество лиц с диагнозом первичной заболеваемости (сокращенно – ППР). Кроме этого, на 1,4 процента снизился процент выявляемости психическими и поведенческими расстройствами, которые вызваны приемом наркотических и психотропных веществ – с 13, 7 до 13,5.
Далее, на 16,1 процента снизилось количество человек, находящихся под диспансерным и профилактическим наблюдением. Врачами Казахстана отмечено также весьма серьезное снижение количества людей, у которых психические и поведенческие расстройства вызвал алкоголь. С 148 961 человека их число сократилось до 124 890; в процентном соотношении уменьшение составляет 17,1 процента. Данная категория лиц находилась на диспансерном и профилактическом наблюдении квалифицированных врачей. И, напоследок, на 10,8 процента снизилось количество «любителей» наркотических и психотропных веществ.
Неожиданная проблема – «пенсионеры-наркоманы».
Как выяснилось, наркомания – отнюдь не проблема только молодежи, однако в соответствии с имеющимися стереотипами при слове «наркоман» в сознании стреднестатистического жителя Казахстана вырисовывается молодой человек (как правило, чем-то похожий на панк-рок звезду – такой уж был у них образ). Однако предоставленные Республиканским научно-практическим центром психического здоровья МЗ РК данные говорят: от наркомании в Казахстане лечатся более трехсот пенсионеров.
«Контингент лиц, находящихся под диспансерным и профилактическим наблюдением по поводу психических и поведенческих расстройств, вызванных употреблением наркотических средств и психотропных веществ: несовершеннолетних – 156; в возрасте 50-54 года – 1427; в возрасте 55-59 лет – 664; в возрасте 60 лет и старше – 362», – такие статические данные предоставило ведомство.
Эксперты говорят, что США давно уже борются с проблемой стариков-наркоманов, и основная причина их наркотической зависимости – нездоровое пристрастие не только к болеутоляющим, но и к всевозможным антидепрессантам. А если задуматься: ведь действительно, сколько существует историй о передозировке известных личностей болеутоляющими? Брайан Эпштайн – человек, можно сказать, подаривший миру «Битлз», умер от передозировки карбитралом – сильнодействующего успокаивающего. Мэрилин Монро – возможно, случайно, а может, и намеренно – также погибла от передозировки барбитуратами. И это только два примера, и из двадцатого века, когда производство лекарственных препаратов, якобы призванных помочь наладить жизнь, еще не было поставлено на поток. Сегодня же фармацевтические компании США, обладающие непомерно большими амбициями, ежегодно увеличивают производство опиумных препаратов, обещая миллионам американцев долгожданные покой и гармонию.
Но это основная причина роста числа наркоманов преклонного возраста, а косвенными причинами Управление наркологическими и психиатрическими службами (Substance Abuse and Mental Health Services Administration) и центр Хэнли (Hanley Center) называют финансовый кризис, одиночество и депрессию. Хронические заболевания, характерные для людей старше пятидесяти лет, также способствуют росту продаж всевозможных барбитуратов – люди уверены, что они не опасны и не вызывают наркотической зависимости, хотя перед их глазами уже столько примеров их негативного влияния.
Семьдесят девять процентов из ста опрошенных американцев в возрасте старше сорока восьми лет, участвовавших в статистическом исследовании рассказали, что впервые попробовали наркотики и наркосодержащие продукты до двадцат пяти лет. Сорок процентов из них признали себя наркоманами, которым требуется помощь реабилитационного характера. Более чем девяносто процентов опрошенных считают, что алкоголь помогает им снять стресс и ненадолго забыть о депрессии. И почти половина опрошенных наркозависимых людей – а это 49,5 процентов – рассказали, что получают наркотики в аптеках, по рецептам, данным им врачами.
Средний возраст наркомана в Казахстане составляет 47 лет. Помните о чем мы говорили в начале раздела? Выбросьте из головы существующие стереотипы и взгляните на проблему под другим углом – наркомании подвержены разные возрастные группы.
«Каждый из нас к чему-то сильно привязан, в каком-то смысле является наркоманом. Например, курильщик без никотина жить не может (…) А, например, наркоман, употребляющий тяжелые наркотики, поддерживает наркодилерскую преступную сеть. Допустим, в Канаде и некоторых штатах США узаконили марихуану, теперь мафиозная и опасная для общества сеть распространения исчезнет. Нужно осознать, что это болезнь, причем неизлечимая, потому такому человеку нужно давать наркотик, чтобы он в медицинских организациях получал свою дозу. Тогда эта проблема исчезнет, и не будет нужды в большой борьбе. Это давно принятая позиция на Западе», – высказала свое мнение Президент Ассоциации семейных врачей Дамиля Нугуманова.
По состоянию на первое января текущего года, количество человек, стоящих на наркологическом учете, составляет 24 883. Министерство здравоохранения РК прокомментировало это следующим образом:
«Наибольшее количество лиц, состоящих на наркологическом учете с психическими и поведенческими расстройствами – следствие употребления опиоидов (морфин, кодеин, тебаин и полусинтетические вещества, например, диацетилморфин или героин, дигидрокодеин, дезоморфин) – 11 453 человек, каннабиноидов – 8483 и сочетанного употребления наркотических веществ – 4 618».
Да, разумеется, учитывая количество населения Казахстана – 18 миллионов человек – чуть больше двух десятков тысяч наркоманов не выглядят большой проблемой, но она есть, и с ней нужно бороться, пока она не разрослась. И здесь мы переходим к следующему важному пункту.
Что из себя представляет сеть наркологической службы и какую работу проводит.
Во-первых, следует разобраться, действительно ли помощь наркологов и психиатров добирается до регионов Казахстана. И здесь нам на помощь снова придут статические данные.
Наркологическая служба Казахстана – это, разумеется, Республиканский научно-практический центр психического здоровья,находящийся в Алматы и способный предоставить места двумстам больным. У Центра есть филиал – клиника в Павлодаре на сто тридцать мест. Кроме этого, по стране дополнительно работают восемнадцать наркологических диспансеров в пости с три с половиной тысячи мест; три наркологические организация по принудительному лечению на четыреста семьдесят пять человек.
В психиатрических больницах Восточно-Казахстанской, Карагандинской и Костанайской областей имеется сто сорок семь мест для лечения наркозависимых людей. Еще сто восемь мест имеется в частных клиниках Алматы (47), Жамбылской (26),Южно-Казахстанской (12), Карагандинской (8) и Восточно-Казахстанской (15) областей.
Далее, наркозависимые казахстанцы проходят лечение в семнадцати отделениях медико-социальной реабилитациипри наркологических диспансерах и клинике при филиале Центра психического здоровья – в общей сложности им предоставлено пятьсот двадцать мест.
К сожалению, в Северо-Казахстанской области пока нет возможности организовать полную медико-социальную реабилитацию, в Мангистауской области в связи с ремонтом все работы в данном направлении остановлены с августа 2015 года. Западно-Казахстанская область в состоянии предоставить только пять мест.
В 2017 году количество наркологических кабинетов амбулаторной наркологической сети составило сто восемьдесят три, причем сто двадцать три из них – в сельской местности.
Кроме этого, в Казахстане зарегистрированы и активно работают четырнадцать кабинетов анонимного лечения, семнадцать детско-подростковых кабинетов, восемнадцать кабинетов антиалкогольной пропаганды, сорок кабинетов экспертизы опьяннения. Частный сектор здравоохранения представлен двадцатью шестью наркогологическими кабинетами.
Работает ли заместительная терапия?
Напомним, при поддержке Глобального фонда для борьбы со СПИДом, туберкулезом и малярией в октябре 2008 года в Казахстане запустился пилотный проект по предоставлению заместительной терапии. Сначала проект охватил два города – Темиртау и Павлодар, а с 2012 года он внедряется в Таразе, Костанае, Уральске, Семее, Караганде, Усть-Каменогорске, Актобе и Экибастузе. Количество пациентов за все время реализации программы – девятьсот девяносто семь человек.
Данный проект с самого начала вызвал множество споров: как поддерживающая заместительная терапия может помочь людям, употребляющим опиоидные наркотики?
Специалисты дают следующее определение заместительной терапии: «Заместительная поддерживающая терапия (ЗПТ) – это лечение наркозависимости с помощью специальных препаратов. Во время ЗПТ врачи назначают медикаменты, которые помогают избежать синдрома отмены (ломки), позволяют отказаться от употребления нелегальных наркотиков и в целом улучшить состояние здоровья».
На текущий момент в программе зарегистрирован триста тридцать один человек или же 1,9 процента от общего количества потребителей инъекционных наркотиков, которые стоят на учете. 64 процента пациентов трудоустроены с целью снижения их криминальной активности среди населения – эту необходимость подчеркивают наркологи. Однако Казахстан еще не дотягивает до мировых стандартов, ведь рекомендации Всемирной организации здравоохранения говорят, что минимальный процент человек, проходящих заместительную терапию, должен составлять двадцать процентов от общего количества потребителей наркотических веществ. Однако видя, какая большая работа ведется в данном направлении, можно надеяться, что Казахстан скоро достигнет требуемого результата.
Есть над чем работать
Специалисты говорят, что в работе наркологической службы имеются проблемы, замалчивать которые нельзя ни в коем случае. По имеющейся динамике показатель первичной вычисляемости наркотической зависимости и расстройств за пять лет – с 2012 по 2016 годы – снизился на сто тысяч населения с 311,4 до 156,6.
Далее, в 5,8 раза ниже в Казахстане и степень выявления наркологической патологии по сравнению со странами Организации экономического сотрудничества и развития.
Несовершенна и система оказания стационарной помощи – ее качество, как говорят эксперты, порой ощутимо не дотягивает до мировых стандартов. На первом этапе средняя длительность пребывания лиц с наркотической зависимостью составляет 23,4 дня. Например, в странах все той же Организации экономического сотрудничества и развития этот показатель составляет двести шестьдесят дней – разумеется, учитываются все три этапа. Но даже если разделить это число на три равные части, выходит гораздо более внушительная цифра, чем в Казахстане. А вот в повторной госпиталиции наркозависимых лиц Казахстан в два раза обогнал страны названной выше организации – тридцать шесть против восемнадцати.
Нерационально используется и «коечный фонд»: койки (места) принудительного лечения составляют 55,5 процентов при удельном весе финансирования в 48,2 процента. Разумеется, при таком распределении эффективность лечения будет крайне низкой.
Не лучше ситуация со стационарами, новыми технологиями и процессом реабилитации, говорят эксперты. Они утверждают: если названные проблемы не будут решаться, нечего даже надеяться на высокие результаты.
С целью устранить имеющиеся проблемы в 2017 году был создан и подписан Меморандум о сотрудничестве между КУИС МВД и Союзом адвокатов. Также данный документ поспособствует профилактике наркомании, особенно – в пенитенциарной системе и позволит более жестко контролировать оборот наркотиков. Руководитель программного офиса ООН в Казахстане Сигне Ротберга, выступая на подписании Меморандума, сказала следующее:
«Международная политика призывает к тому, что в пенитенциарной системе должен быть доступ к таким же методам лечения от наркозависимости, как и на свободе. В апреле прошлого года Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций провела Специальную сессию по проблеме наркотиков в мире. В ходе сессии проведены обзор достигнутого прогресса и обсуждение трудностей в борьбе с мировой проблемой наркотиков и во внедрении Политической декларации и плана действий по налаживанию международного сотрудничества в целях выработки комплексной и сбалансированной стратегии борьбы с мировой проблемой наркотиков. Эта декларация также определила меры, которые необходимо осуществить государствам-членам, и цели, которые необходимо достигнуть к 2019 году».
Руководитель Департамента по борьбе с наркобизнесом МВД Султан Кусетов, продолжая мысль руководителя офиса ООН, рассказал о том, что делается в Казахстане в данном направлении. По его словам, комплекс реализуемых государством мер по снижению уровня нарокомании – это многоступенчатая модель профилактики среди молодежи – учащихся, студентов и работающей части населения.
«Прежде всего – это укрепление морально-этических норм и ценностей, изменение социального поведения молодежи, выявление девиантного поведения и деформации отношений, формирование общественного иммунитета к наркотикам, а также подготовка работников образовательных учреждений, школьных психологов», – сказал в заключение своего выступления Султан Кусетов.
Как психиатра и нарколога объединили в одну специальность.
Для начала давайте разберемся,что из себя представляет Дорожнаякарта по развитию службы охраны психического здоровья Республики Казахстан на 2017–2018 годы. По данным Министерства здравоохранения, данный проект включает в себя «мероприятия, направленные на профилактику и предупреждение инфекционных заболеваний в РК, пропаганду и формирование здорового образа жизни среди населения, информационную работу по профилактике поведенческих факторов риска (табакокурение, употребление алкоголя, психоактивных веществ, рисковые формы поведения, низкая физическая активность) с использованием современных информационных технологий; развитие межсекторального взаимодействия, направленное на формирование здорового образа жизни, включая стимулирование физической активности и пропаганду занятия спортом; мониторинг реализации плана мероприятий по снижению смертности от детского травматизма, несчастных случаев и профилактики детского травматизма» и так далее.
В Астане, Алматы и всех областях Казахстана уже разработаны дорожные карты регионального уровня. В планах у проекта – создать на базе территориальных поликлиник сто двадцать три первичных центра психического здоровья в двадцати шести городах Казахстана.
В текущем году при помощи создания шестнадцати центров психческого здоровья планируется объединить сорок семь региональных региональных психиатрических и наркологических организаций. В районных поликлиниках сто девяносто два психиатрических и сто девяносто два наркологических кабинета объдеинятся в одно целое и станут кабинетами психического здоровья на сельском районном уровне. Как следствие – врач-нарколог и врач психиатр объединятся и станут одной специальностью. Это нововведение вызвано следующим фактом: двадцать три процента наркозависимых казахстанцев, обращавшихся в поликлиники за помощью, имеют пограничные психические расстройства, которые нуждаются в срочной медикаментозной коррекции.