В школе бывает, что дети проявляют агрессию не только друг к другу, но и пытаются былить учителя – скрыто или открыто. Часто такое проявление поведения наблюдается у детей в подростковом возрасте.
Как отметил психолог и психоаналитик с 15-летним стажем Олег Следь, как правило, травля учителя – это дело рук не одного ребенка, а группы детей. Булер и его сторонники выражают насмешки в адрес педагога и наблюдают за реакцией, передает Toppress со ссылкой на Оbozrevatel.com.
“Если она взрыво-эмоциональная и нервная и учитель отвечает оскорблением на обиду или, наоборот, начинает оправдываться, – вероятнее всего, агрессоры попытаются повторить унижение. Есть высокий риск, что эти же лица булят не только педагога, но и сверстников”, – отметил эксперт, добавив, что чаще травят педагогов с низким уровнем материального обеспечения.
Он дал советы, как действовать педагогам, которых травят. Если учитель стал жертвой “скрытой травли” (учащиеся обсуждают его личную жизнь, сплетничают):
- важно опираться на собственную самоценность, а не на самооценку, чтобы не брать близко к сердцу раздражители внешнего мира;
- самый крепкий щит – вспоминать о себе реальную правду, а не то, что пытаются навязать искусственно.
Если учителя травят за “иначесть” (не так одевается, имеет “смешную” прическу или едва заметный порок речи):
- вспомнить о фразе “Так бывает”: “ Да, я не очень хорошо произношу “ р”, –- знаешь, так бывает”, “Есть разные прически. Теперь ты знаешь, что и такая, как у меня, тоже бывает”.
- Если учителя травят открыто (могут крикнуть в спину обиду или срывать урок всем классом):
- не идти сразу в эмоционально окрашенное сопротивление, как бы сильно не бурлили в крови адреналин и возмущение;
- не игнорировать инцидент, ведь полное отсутствие реакции – это своеобразная поддержка деструктивного поведения;
- спокойно рассказать о том, что он чувствует здесь и сейчас: “То, что ты сделал, меня оскорбляет”;
- если буллинг учителя происходит на занятии, его лучше приостановить – учитель в это время должен дистанцироваться, например, на несколько минут выйти в коридор;
- далее откровенно проговорить с классом, что произошло, рассказать о своих эмоциях от инцидента. После этого можно продолжить урок, но учителю следует не делать вид, что все в порядке и что его все устраивает.