Чрезвычайный и Полномочный Посол КНР в РК Чжан Сяо дал развёрнутое интервью казахстанским журналистам по вопросам, связанным с Тайванем. Китайский дипломат подчёркивает, что Тайвань является неотъемлемой частью Китая и любые вмешательства во внутренние дела этой страны недопустимы, передает Toppress.kz.
По данным китайской стороны Тайвань – это провинция Китая, расположенная на юго-востоке страны. Она состоит из самого большого острова Китая – острова Тайвань и прилегающих к нему островов. Ее общая площадь – около 36 тыс. кв. км, население составляет около 24 млн человек.
Уже в 230 году н.э. китайский флот прибыл на Тайвань. В XII веке Китай отправил чиновников на острова Пэнху Тайваня, чтобы эффективно контролировать тайваньский регион. В XVII веке Китай создал уезды на Тайване, а затем префектуры и провинцию. С 1895 по 1945 год Тайвань был оккупирован японскими империалистами.
-В последнее время США часто раздували тайваньский вопрос, что отрицательно сказывалось на китайско-американских отношениях. Не могли бы вы предоставить основные сведения о Тайване, а также о тайваньском вопросе?
-После капитуляции Японии в 1945 году Тайвань вернулся в объятия родины. Это свидетельствует о том, что Тайвань с древних времен является неотъемлемой частью территории Китая, и Китай обладает неоспоримым суверенитетом над Тайванем. В мире существует только один Китай, Тайвань является неотъемлемой частью Китая, а правительство КНР – единственным законным правительством, представляющим весь Китай. Таково основное содержание принципа одного Китая, ставшего консенсусом международного сообщества и основной нормой международных отношений. В 1971 году Резолюция No. 2758 Организации Объединенных Наций признала правительство КНР единственным законным представителем Китая в ООН. В настоящее время большинство стран мира, в том числе США, установили дипломатические отношения с Китаем на основе признания принципа одного Китая. Республика Казахстан твердо придерживается политики одного Китая и выступает против любой формы «независимости Тайваня», и Китай это высоко ценит.
-Вы только что упомянули, что США признают принцип одного Китая. Но недавно официальный представитель Госдепартамента США Прайс написал в социальных сетях, что США не согласны с китайским принципом одного Китая и по-прежнему привержены политике, которую Соединенные Штаты проводят при поддержке обеих партий. Политика основана на «Законе об отношениях с Тайванем», трех совместных американско-китайских коммюнике и «Шести гарантиях по отношению Тайваню». Что вы думаете о его высказываниях?
-Данный американский представитель пытается обмануть мир, играя в словесные игры, чтобы обелить действия США по подрыву мира в Тайваньском проливе и грубому вмешательству во внутренние дела Китая.
Обращаясь к истории, мы видим, что тайваньский вопрос когда-то был самым большим препятствием на пути нормализации китайско-американских отношений. Китай официально установил дипломатические отношения с Соединенными Штатами в 1979 году после того, как США выполнили три предварительных условия, предложенных китайской стороной: «разрыв дипломатических отношений (с Тайванем), расторжение договора и вывод войск (из Тайваня)». Видно, что принцип одного Китая является необходимым условием установления дипломатических отношений между Китаем и США. До и после установления дипотношений с Китаем Соединенные Штаты прямо заявили о своем принятии принципа одного Китая в «Шанхайском коммюнике» 1972 г., «Коммюнике об установлении дипломатических отношений» 1978 г. и Коммюнике от 17 августа 1982 г.
Однако за последние 40 лет США грубейшим способом не следовали принципу одного Китая и трем китайско-американским совместным коммюнике. Особенно в последние годы префикс американской «Политики одного Китая» становится все длиннее и длиннее, и они в одностороннем порядке состряпали незаконные документы, такие как «Закон об отношениях с Тайванем» и «Шесть гарантий для Тайваня», бросают вызов политике одного Китая, которые Китай с самого начала не признавал и решительно противился; Соединенные Штаты значительно ослабили ограничения на официальные обмены между США и Тайванем, а уровень и частота обменов между двумя сторонами значительно увеличились; Военные отношения между Соединенными Штатами и Тайванем стали более частыми и открытыми, и общий объем продаж США оружия Тайваню превысил 70 млрд долл США; Соединенные Штаты также помогли Тайваню расширить так называемое «международное пространство», и открыто помогают Тайваню «укрепить дипломатические отношения».
Нетрудно заметить, что в тайваньском вопросе именно США продолжают попирать свои обязательства, нарушая консенсус обеих сторон и пытаясь использовать тайваньский вопрос для воспрепятствования мирному воссоединению Китая, подрыва мира и стабильности в Азии и сдерживать развитие Китая.
-Ранее члены Конгресса и Сената, чиновники и другие должностные лица из Соединенных Штатов и других стран «посетили» Тайвань, встретились с «Президентом Тайваня» Цай Инвэнь и другими высокопоставленными лицами и призвали Тайвань присоединиться к ВОЗ в качестве «наблюдателя». Что Вы думаете об этом?
-Тайвань является провинцией Китая, откуда взялся «Президент», какие права имеет Тайвань для ведения официальных обменов с другими странами и какое право он имеет на участие в международных организациях, состоящих из суверенных государств? Официальные лица соответствующих стран посещали Тайвань и подстрекали к ее участию в международных организациях, что серьезно нарушает принцип одного Китая, чем Китай сильно недоволен и решительно выступает против этого.
Не так давно 75-я сессия Всемирной ассамблеи здравоохранения приняла решение прямо отказаться от включения в повестку дня Ассамблеи так называемого «приглашения Тайваня принять участие во Всемирной ассамблее здравоохранения в качестве наблюдателя», предложенного отдельными странами. Перед открытием ассамблеи почти 90 стран выразили свою приверженность принципу одного Китая и выразили свое несогласие с участием Тайваня, направив специальные письма в ВОЗ. Это в полной мере показывает, что принцип одного Китая является народным стремлением международного сообщества и общей тенденцией и никакие вызовы недопустимы.
-Президент США Джо Байден заявил, что если континентальная часть Китая предпримет действия против Тайваня, это будет «похоже на то, что произошло в Украине», и США обеспечат Тайваню военную защиту. Соединенные Штаты по-прежнему продают оружие Тайваню.
Что Вы думаете об этом? Не спровоцируют ли действия США военный конфликт в Тайваньском проливе?
-Украинский вопрос – это вопрос между Россией и Украиной, двумя суверенными государствами, а тайваньский вопрос – это внутренние дела Китая, сравнивать эти два вопроса абсурд. Китай никогда не позволит какой-либо внешней силе вмешиваться в свои внутренние дела.
Продажа США оружия тайваньскому региону Китая серьезно нарушила принцип одного Китая и три совместных китайско-американских коммюнике, серьезно подорвала суверенитет и интересы безопасности Китая, а также серьезно подорвала китайско-американские отношения и мир, и стабильность в Тайваньском проливе. Китай решительно выступает против этого и резко осуждает подобные действия. США должны соблюдать принцип одного Китая и три совместных китайско-американских коммюнике, прекратить продажу оружия Тайваню и военные связи между США и Тайванем.
-На ваш взгляд в чем именно источник нынешней напряжённости в Тайваньском проливе?
-Источником нынешней напряженности в Тайваньском проливе являются тщетные попытки сил «независимости Тайваня», которые полагаются на Соединенные Штаты в реализации своих амбиций по расколу Родины, а также тщетные попытки некоторых американцев сдерживать развитие Китая с помощью Тайваньского вопроса. Подстрекательство США к «независимости Тайваня» поставит Тайвань в опасное положение, а также подвергнет огромным рискам сами США. Вся ответственность за угрозу миру в Тайваньском проливе лежит на силах «независимости Тайваня» и на американской стороне.
По вопросам, касающимся основных интересов Китая, таких как суверенитет и территориальная целостность, Китай не может идти на компромиссы. Как отметил член Госсовета и министр обороны КНР Вэй Фэнхэ в своем выступлении на 19-м диалоге «Шангри-Ла», «Тайвань – это Тайвань Китая, тайваньский вопрос – это внутренние дела Китая, воссоединение Родины обязательно должно быть достигнуто, раскол и «независимость Тайваня» никогда не закончится хорошо, а вмешательство внешних сил никогда не увенчается успехом. Мирное воссоединение является величайшим желанием китайского народа, и мы готовы приложить максимум усилий. Но, если кто-то посмеет разделить Тайвань от Китая, мы сделаем все возможное, чтобы сражаться, чего бы это ни стоило, никто не должен недооценивать решимость, волю и мощные возможности китайских вооруженных сил». Никто не должен недооценивать твердую решимость, волю и мощные возможности китайского народа защищать национальный суверенитет и территориальную целостность. Я советую США не выступать против 1,4 млрд китайцев.