Известный казахстанский экономический обозреватель в СМИ Денис Кривошеев опубликовал на своей блог-площадке подробный разбор запуска бюджетной авиакомпании FlyArystan, президентом авиакомпании "Эйр Астана", англичанином Питером Фостером. Редакция Toppress.kz публикует полный текст автора Дениса Кривошеева.
Англичане оккупировали небо Казахстана
И так, игнорируя здравый смысл и логику, английский кавалер Ордена Британской империи, Президент Казахстанской компании "ЭйрАстана" продвигает создание не первого отечественного лоукостера.
Напомню, что именно под флагом дешевых цен, но куда с меньшим размахом создавалась авиакомпания QazaqAir. Сегодня это абсолютно убыточное детище "Самрук Казына" не только не вышло как обещало на окупаемость, но и сотворило долгов на 20 миллиардов, вернуть которых не было никакой перспективы, а теперь и подавно, денег не увидим как собственных ушей.
Надо отдать должное Питеру Фостеру, он всегда умело пользовался своим происхождением. Перед людьми в пробковых шлемах с туманного Альбиона в странах бывшего СССР особо раскланиваются. Их мнению доверяют, а их рекомендации имеют чуть ли не силу закона. И вот "Эйр Астана" по непонятным причинам объявляет о намерении запустить бюджетную авиакомпанию FlyArystan. Не останавливают Фостера и дурные знаки, которые сопровождают будущую авиакомпанию. Так, на момент, когда в правительстве обсуждалась сама возможность организации летного офшора, а по другому и назвать компанию сложно, объясню позже почему, происходит авиакатастрофа у другого бюджетного перевозчика, полной тезки – авиакомпании LION. Новый Боинг 737 разбился от удара об воду.
По мнению специалистов, катастрофа произошла из-за неисправных приёмников статического и полного давления. Именно с ними блыи проблемы. Чуть ранее самолет Ембрайер-190 авиакомпании ЭйрАстана выполняя утренний рейс, на Уральск вылетел с заглушками с теми же самыми приёмниками статического и полного давления. Благодаря этим системам, в кабине пилотов работают указатели скорости и высоты полёта. Неработающий указатель скорости и высоты полёта с лёгкостью может привести к катастрофе и как мы видем, привел, во всяком случае по предварительной версии..
Как говорит Фостер, авиапарк FlyArystan будет состоять из самолетов Airbus A320, который вмещает в себя 180 мест эконом-класса. Сначала, как и в случае с QazaqAir флот компании будет составлять всего четырех самолетов, а к 2022 году планируется увеличить количество воздушных судов до 15. Знакомая риторика, не правда ли? Фостер обещает, что руководящий состав компании будет сформирован из числа местных сотрудников, которые трудились в Air Astana минимум 10 лет, при этом возглавит компанию Тим Джордан, который руководил такими лоукостерами, как Cebu Pacific и Virgin Blue. Ну и это мы уже слышали. Нет в Казахстане людей равных англичанам в знаниях и навыках.
Так же сообщается, летать перевозчик будет лишь по нескольким городам Казахстана, а в будущем ожидается появление рейсов в ближнее зарубежье. При этом, особо подчёркивается, что FlyArystan не будет привлекать инвестиции акционеров, государственные субсидии и финансовую поддержку ли какую — либо внешнюю, это говорит Фостер, а вот его коллега Тим Джордан считает, что то "что касается условий для успешного запуска — конечно, нам понадобится поддержка, чтобы больше людей стали летать", — какую поддержку он имел ввиду не ясно.
Так почему же FlyArystan похожа больше на небесный офшор для AirAstana? Компании предстоит выход на IPО, показатели сегодня не вызывают радужных оценок и не думаю, что инвесторы позитивно оценят бумаги компании. Создав лоукостер, все внутренние убыточные рейсы национальный перевозчик переуступит дочке. И именно по этому Фостер никак не может ответить на вопрос, что мешает AirAstana продавать дешевые билеты и создавать специальные рейсы в рамках существующей модели.