11 февраля 2024 года в Иране торжественно отмечалось 45летие революции и установления в стране Исламской Республики.
Произошедшие уже почти полвека назад события коренным образом перекроили как сам Иран, так и облик всего ближнего востока, остановив ход стремительной экономической и политической модернизации Персии, передает Toppress.kz.
Случившееся в Иране является наилучшим примером того, к чему способно привести массовое невежество, и отличным напоминаем, что любой социальный и политический прогресс может быть легко обратим вспять действиями заинтересованных групп радикалов.
Недаром на юбилейном заседании Национальной академии наук Касым-Жомарт Токаев в своей речи говорил об ответственности ученых:
«К сожалению, в нашей стране все еще наблюдаются явления, связанные с различными суевериями, устаревшими стереотипами и псевдонаучными представлениями. В обществе, где есть научное понимание объективных законов развития, нет места всякого рода деструктивным взглядам, там должен царить культ знаний и прогресса. Одним из главных факторов успеха в современном мире является атмосфера свободы и творчества, рождающая новые идеи. Именно в тиши научных кабинетов и во время жарких научных диспутов закладывается прочный фундамент конкурентоспособной нации»
Свет разума может в любой момент погаснуть, несмотря на все предыдущие достижения, если их не защищать и не отстаивать.
Чтобы лучше понять сам процесс стремительной клерикализации Ирана и скатывания этой страны в русло религиозной архаики, следует начать с рассмотрения того, а как вообще проходила секуляризация или «белая революция» в Иране, предшествовавшая революции аятолл.
История иранского секуляризма началась вскоре после того Реза Пехлеви был коронован как шах в 1925 году. Принципы секуляризма легли тогда в основу государственной политики страны, и надо признать, во многом отличались своей суровостью. Различные публичные религиозные праздники и торжества были запрещены, шиитскому духовенству было строго запрещено проповедовать какие-либо экстремистские идеи.
А с 1936 года шах сделал любое публичное проявление или выражение религиозной веры, включая ношение хиджаба и чадры женщинами и ношение бороды на лице мужчинами (за исключением усов) незаконным. Чтобы обеспечить выполнение шахского указа, полиции было приказано физически снимать чадру с любой женщины, которая носила ее публично. Отказывавшихся женщин нередко избивали, с них срывали головные уборы и чадры, и устраивали обыски в домах. Целью подобной политики во многом являлось объединение и построение современной вестернизированной нации из скопища различных этнических и религиозных групп, населявших тогда Иран.
В целом шах Реза намеревался полностью секуляризировать Иран и устранить какое-либо влияние шиитского духовенства на правительство и общество по примеру Турции и Ататюрка. На столь амбициозные модернистские планы шаха традиционалистские и исламистские группы пытались отвечать экстремизмом, но власть успешно подавляла инакомыслие.
В 1941 году произошло совместное советско-британское вторжение в Иран, Реза-шах был свергнут и отправлен в изгнание, а его место занял его юный и неопытный сын Мохаммед Реза. Эпоха жесткого секуляризма в Иране была прервана на долгий срок. В стране произошли демократические преобразования, сделавшие шаха практически номинальной фигурой, а центральная власть сильно ослабла. Таким положением дел тут же воспользовались исламистские группы, именно в этот период происходят громкие убийства видных политиков и деятелей культуры, пропагандировавших светские идеи.
Одной из такой жертв стал выдающийся иранский историк Ахмед Касрави, убийство которого было организовано экстремистской группой «Федаины Ислама», основанной студентом-теологом Навабом Сефеви. Уже после революции в Исламской Республике Иран данный террорист был посмертно героизирован и почитается как один из главных национальных героев.
Демократический период в Иране позволил шиитскому духовенству вновь восстановить свое влияние, в основном благодаря огромной поддержке из необразованных и неразвитых сельских районов.
В 1953 году произошел переворот, свергнувший неэффективное демократическое правительство и позволивший шаху укрепить свою власть. Энергичный и великолепно образованный Мохаммед Реза Пехлеви быстро взял курс на восстановление прежней антиклерикальной политики своего отца, постепенно ликвидируя влияние шиитского духовенства и религии из правительства и общественной жизни. Представители духовенства теперь обязаны были посещать государственные университеты, чтобы получить религиозную сертификацию и лицензию на проповеди, подобно католическим и христианским теологам.
В 1963 году властью была развернута серия грандиозных социально-политических и экономических реформ, известная как «белая революция». Проводимые реформы быстро привели к стремительному экономическому росту страны.
Уже в 1974 году шахом был обнародован план развития атомной энергетики Ирана, ставилась задача в течение двадцати лет построить 23 атомных реактора общей мощностью 23 ГВт. При этом четверть из физиков-ядерщиков Ирана были женщины, столь высокого показателя не было ни у одной тогдашней страны мира. Согласно планам шаха, Иран должен был в скором времени стать четвертой в мире страной по выработке атомной энергии.
Небольшая ремарка, на 2024 год в Исламской Республике Иран действует только одна АЭС, введённая в эксплуатацию лишь в 2013 году. Строительство этой станции было начато еще при шахе в 1975 году, а после исламской революции стройка была законсервирована на долгие два десятилетия. Достраивал данную станцию Росатом.
Успешные реформы шахского правительства привели к интенсивному развитию образования и культуры страны. Была достигнута широкая социальная инклюзия, население обладало обширными избирательными правами. Иран все стремительнее двигался к установлению гегемонии в регионе и статусу высокоразвитой страны. Ну а потом случилась катастрофа.
Несмотря на все успехи шахского правительства, значительная часть населения Ирана все еще оставалась архаичной и необразованной, что создавало ситуацию, когда стремительно прогрессирующая городская и хорошо образованная прослойка иранского общества как бы существовала изолированно от широких народных масс, до которых социальный прогресс еще не успел дойти. В итоге в нужный момент таким положением дел воспользовались исламистские группы радикалов осуществив захват власти.
Расписывать ход самой революции не будет смысла, куда важнее сравнить на контрасте то, что она принесла с собой. Итоги почти полувековой политики секуляризма были повернуты вспять. В первые годы установления исламской республики вся противники новой власти преследовались и уничтожались, что привело к массовой эмиграции из страны светской интеллигенции. По оценкам историков, в период с 1980 по 1985 год режим аятолл подверг заключению до 40 тысяч сторонников старой власти, около 9500 человек были казнены. Это число в разы превышает количество погибших при попытках шахской власти остановить революцию.
Одной из трагических фигур террора, учинённого революционным правительством, стала первая женщина министр образования шахского Ирана, Фаррухру Парса. Еще в 60-х годах она добилась введения избирательного права для иранских женщин и изменения законодательства по вопросам защиты женщин и семьи. Революционное правительство обвинило ее в коррупции и распространении проституции, приговорив к казни. После двух неудачных попыток повесить женщину, в конце концов ее расстреляли.
Крайне показательны ее слова, записанные во время заключения в тюрьме:
Я врач, поэтому смерти я не боюсь. Смерть — всего лишь мгновение и не более того. Я скорее готова встретить смерть с распростёртыми объятиями, чем жить в позоре, будучи насильно укрытой покрывалом. Я не покорюсь тем, кто ждёт от меня раскаяния в моей полувековой борьбе за равенство мужчин и женщин. Я не готова носить чадру и шагнуть обратно в прошлое.
Но именно обратно в прошлое семимильными шагами двигался послереволюционный Иран. Конституция для новообразованной исламской республики писалась на основе шариата. Теократический режим в короткие сроки уничтожил оппозицию, на три года были закрыты все университеты для осуществления масштабной внутренней чистки, началось закрытие нелояльных газет.
Если при шахском Иране девушки могли вступать в брак с 18 лет, то при режиме аятолл брак разрешался с 9-летнего возраста. Даже сейчас, после изменений в законодательстве, возраст вступления в брак для девушек наступает с 13 лет.
Исламизация правого поля привела к серьезному поражению в правах всех слоев общества, в стране по-прежнему действует так-называемая «полиция нравов», следящая за корректным ношением религиозной атрибутики и внешним видом.
Шахский закон «о защите семьи» был упразднен, женщины лишились возможности инициировать бракоразводный процесс. Правая система стала допускать «убийство чести», а за женскую измену стала полагаться смертная казнь. За использование макияжа женщина рисковала получить до 70 ударов плетью либо год тюремного заключения.
В стране стали активно применятся телесные наказания, ампутация конечностей и забивание камнями.
Судебная система была полностью передана под контроль духовенства. Женщинам запрещалось присутствовать в зале суда. Правительство закрыло все детские сады и запретило аборты. Вводилась жесткая цензура, неисламские произведения искоренялись, был введен запрет на ношение одежды западного стиля. Полностью был запрещен алкоголь и азартные игры.
Данная масштабная политика десекуляризации в Иране получила название «культурная революция». В последующие десятилетия некоторые из норм культурной революции были смягчены. Тем не менее в современном Иране по-прежнему действует Верховный совет культурной революции, главная задача которого «сохранение образования и культуры на 100 процентов исламскими», как завещал имам Хомейни.
Подводя итог можно сказать, что произошедшие 45 лет назад события в Иране ярчайшим образом демонстрируют как свободное и эмансипированное общество в любой момент может перестать быть таковым, и как стремящаяся к модерну страна попросту растаптывается архаичным варварством. Исламская революция отбросила развитие Ирана минимум на полвека назад и лишила его огромной части потенциала.
Но даже несмотря на десятилетия десекуляризации и теократическое правительство, иранское общество демонстрирует огромную способность к модернистским процессам, особенно когда речь идет о сравнение с другими исламскими страна. В Иране действуют сложные наукоемкие производства, страна вновь стремится развить ядерную энергетику, а иранское гражданское общество последние годы все активнее пытается добиться расширения своих прав и возвращения светского государства. И все же, свои упущенные десятилетия Иран не сможет вернуть уже никогда.