Девятый форум религиоведов Казахстана проходит в столице, передает корреспондент Toppress.kz.
В столице республики на базе медиахолдинга "Казмедиа центр" был открыт Девятый Форум религиоведов Казахстана, в котором также приняли участие министр информации и общественного развития Даурен Абаев. Вице-министр информации и общественного развития Марат Азильханов модерировал данное мероприятие.
Мероприятие поделилось на три секции, в каждой из которых было дано слово специалистам, которые непосредственно участвуют в духовной и религиозной деятельности Казахстана: зампредседателя Комитета по делам религий МИОР РК Бауыржану Бакирову и Ануару Хатиеву, исполнительному директору Общественной организации "Центр исследования и анализа общественных процессов" Толганай Мустафиной, исполнительному директору "Консультативно-методического центра "Парасат" Индире Беркимбаевой, менеджеру проекта "Аналитическая интернет-карта" компании "Kazdream" Алишеру Бекташ, главному редактору информационного интернет-ресурса "Kazislam" Саясату Кабдрахманову, заместителю директора Общественного Фонда "Информационно-пропагандистский и реабилитационный центр "Ақниет" Ернару Маусумбекову, преподавателю вуза "Нур-Мубарак" Серику Таджибаеву.
Основными и наиболее важными вопросами для обсуждения и исследований у спикеров Форума стали моменты, связанные с осуществлением Концепции госполитики в духовной среде на период от 2017 года до 2020 года. Данная Концепция содержит в себе главные положения религиозной политики Республики Казахстан, которая ориентирована на гарантированное предоставление свободы вероисповедания, духовного прогресса, упрочнения религиозного мира и согласия.
Свобода совести как одно из основополагающих и фундаментальных прав человека для самостоятельного выстраивания своих собственных убеждений и взглядов предусмотрена в главном законе нашей страны – Конституции, которым наделен любой и каждый казахстанец. Именно благодаря этим условиям на протяжении тридцати лет в Казахстане стремительно образовывается и растет большое множество конфессий и религиозных объединений. Исходя из этого нужно похвалить их за неоценимый вклад в процесс развития и совершенствования общества нашей страны, становлению толерантности, мира и согласия в нашей интернациональной республике. Однако с другой стороны, как и любая система взглядов в руках религиозных лидеров, которые имеют деструктивный интерес, религия может иметь ограниченное, радикальное толкование и стать оружием. Мы должны видеть и признавать, что сейчас это один из главных вопросов, которые стоят перед человечеством и требуют оперативного и четкого решения, – пояснил в ходе своей речи Даурен Абаев.
Кроме того, министр подчеркнул значимость экспертов в религиозных вопросах. В республике на передовой этой важной работы стоят именно религиоведы и теологи.
Таким образом, в данный момент в Казахстане на этом поприще трудятся свыше семи тысяч профессионалов в религиозном мире. Отсюда следует, что приоритетным направлением их профессиональной деятельности является профилактическая точечная, агитационно-разъяснительная работа, исправление последователей экстремистских запрещенных идей и агитация опасности запрещенных религиозных объединений, – заключил глава МИОР РК.
Со слов Абаева, за последние несколько лет организовано и выполнено более семидесяти восьми тысяч разноплановых мероприятий. Однако в дальнейшем, по его словам, эту деятельность необходимо будет проводить точечно.
Министр рассказал, что на данный момент по Казахстану существует положительная тенденция сокращения числа последователей сомнительных религиозных групп. Как утверждает сам Абаев, это произошло в результате совместных усилий Правительства и неправительственных организаций и реабилитационных центров.
Важно и нужно уменьшать количество профилактических мер общего характера и сфокусироваться на определенных группах, которые больше остальных подвержены риску. В их число входят молодые люди, в частности студенты, не работающее население, самозанятые, и те граждане, которые осуществляют трудовой процесс вне мест постоянного проживания, – сказал Абаев.
Чтобы стать участниками форума, в Нур-Султане собрались государственные служащие в сфере религии, такие специалисты, как религиоведы, теологии, преподаватели и учащиеся факультетов религиоведения университетов со всей республики.
Спикеры и гости форума обсудят главные проблемы, появляющиеся в ходе контроля за религиозной сферой: каким образом стоит качественно и продуктивно осуществлять адресную информационно-разъяснительную работу, как бороться против радикальной идеологии на просторах интернета и что важно предпринимать в ходе реабилитации лиц, пострадавших от учений экстремистских религиозных течений.
Сегодня казахстанский религиозный спектр состоит из трех тысяч семи ста семидесяти религиозных объединений, выступающих от лица восемнадцати конфессий. За счет законов, содержащихся в нормах Конституции и нормативных актах государства по правам и гарантиям последователи всех конфессий живут в мире и гармонии.
Согласно статистическим данным, мусульмане в Казахстане составляют 70,2 процента, христиане 26,2 процента (в основном русские православные), другие 0,2 процента, атеисты 2,8 процента, неопределенные 0,5 процента. Казахстан официально является светским государством. Правительство регулирует деятельность религиозных организаций и лицензирует религиозные секты. Хотя ислам является доминирующей религией, православное христианство, буддизм, католицизм и протестантизм практикуются открыто и свободно. Лидеры различных религий по большей части говорят, что они могут свободно исповедовать свои религии, хотя есть некоторые подозрения в отношении христианских евангельских групп.
Первый Президент Казахстана Назарбаев часто предлагает Казахстан в качестве модели религиозной терпимости. Ислам, шаманизм и анимизм сосуществовали долгое время. Традиционные доисламские верования включают культы неба и пихты, поклонение предкам и веру в сверхъестественные силы добра и зла, лесных гоблинов и гигантов. Многие казахи по сей день носят бусы и талисманы для защиты от сглаза. Казахские шаманы называются бахысами.
Конституция РК определяет страну как светское государство и обеспечивает свободу религии и убеждений, а также свободу отказаться от религиозной принадлежности. Другие законы, однако, предписывают ограничительные требования к регистрации для религиозных организаций и миссионеров; требовать государственной проверки религиозной литературы; и запретить религиозные церемонии в правительственных зданиях (в том числе принадлежащих военным или правоохранительным органам) и в светских учебных заведениях.
Принимая во внимание исламские правительства соседних Ирана и Афганистана, авторы конституции 1993 года намеренно запрещали религиозные политические партии. Конституция 1995 года запрещает организации, которые стремятся стимулировать расовую, политическую или религиозную рознь, и налагает строгий государственный контроль на иностранные религиозные организации. Как и его предшественник, Конституция 1995 года предусматривает, что Казахстан является светским государством, таким образом, Казахстан является единственным государством в Центральной Азии, конституция которого не придает особого статуса исламу. Эта позиция основывалась как на внешней политике правительства Назарбаева, так и на внутренних соображениях.
Осознавая потенциальные возможности для инвестиций из мусульманских стран Ближнего Востока, Назарбаев посетил Иран, Турцию и Саудовскую Аравию, в то же время он предпочитал считать Казахстан мостом между мусульманским Востоком и христианским Западом. Например, он первоначально принял только статус наблюдателя в Организации экономического сотрудничества (ОЭС), все страны-члены которой являются преимущественно мусульманами. Первая поездка президента в мусульманский священный город Мекка, которая не проводилась до 1994 года, была частью маршрута, который также включал визит Папы Иоанна Павла II в Ватикан.
Еще одним наиболее значимым документом является Закон РК "О религиозной деятельности и религиозных объединениях". Этот закон позволяет всем людям следовать своим религиозным или иным убеждениям, принимать участие в религиозной деятельности и распространять свои убеждения, но с некоторыми ограничениями. В нем говорится, что правительство не должно вмешиваться в выбор религиозных убеждений или принадлежности граждан или жителей, если только эти убеждения не направлены против конституционных рамок страны, суверенитета или территориальной целостности.
Закон также гласит, что правительство не должно вмешиваться в права родителей воспитывать своих детей в соответствии с их религиозными убеждениями, если только такое воспитание не вредит здоровью ребенка или не ущемляет его права. Он запрещает принудительное обращение людей в какую-либо религию, принудительное участие в деятельности религиозной группы или принудительное участие в религиозных обрядах.
Закон также запрещает принудительную религиозную деятельность, которая наносит вред здоровью или моральному состоянию граждан или жителей или вынуждает их прекращать браки или семейные отношения. Незарегистрированная миссионерская деятельность запрещена, как и некоторые методы прозелитизма, включая использование благотворительности, шантажа, насилия или угрозы насилия, или использование материальных угроз для принуждения к участию в религиозной деятельности.