Текущая ситуация в мире остается крайне опасной и непредсказуемой. Вооруженные конфликты, акты терроризма, санкционные и гибридные войны, проявления экстремизма наслаиваются на социально-экономические катаклизмы. Новые реалии усугубляются последствиями пандемии короновируса. В этом смысле 2022 год, к сожалению, не является исключением. И без того длинный список очагов напряженности в Сирии, Ливии, Афганистане, Йемене, Венесуэле, на Ближнем Востоке и Кавказе пополнился событиями кровавого января, собственно, в Казахстане, войной между Россией и Украиной, которая несет угрозу всему человечеству, передает Toppress.kz.
Приходится констатировать, что существующие ныне механизмы поддержания мира, включая ООН, не справляются с валом неприятностей. О причинах такого положения можно и, наверное, нужно долго размышлять, пытаться повышать их эффективность. С другой стороны, данное обстоятельство актуализирует вопрос о поиске новых, альтернативных инструментов, которые могли бы способствовать укреплению глобальной стабильности. К разряду таковых можно отнести инициативу Казахстана о диалоге между лидерами мировых религий.
Не секрет, что одним из чувствительных вместе с тем уязвимых сфер остается религия. В современном мире в особенности в последние 30-40 лет идет беспрецедентный рост ксенофобии, исламофобии, христианофобии и антисемитизма. Это в том числе приводит к обострению международной ситуации. Достаточно сказать, что более половины продолжающихся и тлеющих конфликтов в мире так или иначе завязаны на религиозных вопросах. Сюда можно отнести перманентную напряженность между Израилем и рядом мусульманских стран, Саудовской Аравией и Ираном, да и элементы цивилизационной конфронтации Запада и Востока.
Как известно, почти с первых лет своей независимости Казахстан проводил активную дипломатию с тем, чтобы способствовать преодолению международных споров мирным путем. Среди подобных шагов можно отметить усилия по созданию безъядерного мира, созыву Совещания по мерам доверия в Азии, преодолению кризиса в Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе и т.д. Исходя из понимания, что многие современные катаклизмы порождены противопоставлением религий между собой, их политизацией, радикализацией, а также банализацией, Казахстан выступил с идеей о развитии межконфессионального диалога.
Несмотря на первоначальный скепсис в политических кругах и религиозных центрах мира эта идея благодаря настойчивости представителей Казахстана постепенно воплощалась в жизнь. Впервые Съезд лидеров мировых и традиционных религий состоялся в Астане в 2003 году. В его работе приняли участие 17 делегаций от крупнейших религиозных конфессий мира, как ислам, христианство, иудаизм, буддизм, индуизм, даосизм, синтоизм и другие. Среди участников казахстанской встречи были лидеры и посланники ведущих международных организаций – ООН, ОБСЕ и ЮНЕСКО. Идею Съезда поддержали влиятельные политики мира – Джордж Буш, Маргарет Тэтчер, Цзянь Цземинь, Нельсон Мандела, Жискар д’Эстен, Кофи Аннан и другие.
Шаг за шагом шел процесс институциализации. В частности, были созданы Секретариат Съезда и Центр Н.Назарбаева по развитию межконфессионального и межцивилизационного диалога, вырабатывались и оформлялись принципы сосуществования религий. С тех пор сами Съезды авторитетных религиозных лидеров на земле Казахстана стали традиционными и еще более представительными. Примером может служить VI Съезд лидеров мировых и традиционных религий на тему “Религиозные лидеры за безопасный мир”, который прошел в октябре 2018 года. В его работе участвовали более 80 делегаций из 45 стран. Отмеченные форумы, работа которых освещалась ведущими мировыми СМИ, стали событиями глобального значения, и вновь привлекли внимание международной общественности к Казахстану и его столице.
Сейчас, невзирая на объективные сложности, работа в этом направлении активно продолжается. Более того, на фоне ухудшения международного климата, думается, что значение диалога между представителями разных религий и конфессий, совместных усилий по переводу потенциала каждой из них в русло созидания, а не соперничества и противостояния, еще более возростает.
Поэтому в рамках указанной линии 6 октября 2021 года в столице Казахстана состоялось XIX заседание Секретариата Съезда лидеров мировых и традиционных религий. В его работе приняли участие представители мировых религий и конфессий из 20 стран, а также ведущих международных организаций. Состоялся заинтересованный обмен мнениями по наиболее актуальным проблемам, стоящим на повестке дня. Принято решение, что следующий VII Съезд пройдет в столице Казахстана 14-15 сентября 2022 года и будет посвящен роли лидеров мировых конфессий в социально-духовном развитии человечества в постпандемийный период.
Вместе с тем с учетом быстро меняющейся обстановке в мире, список тем для обсуждения может быть расширен. Председатель Сената Парламента – Руководитель Секретариата Съезда Маулен Ашимбаев подчеркнул, что нынешний Секретариат проходит в непростых условиях – наряду с пандемией короновируса в последние годы обострились и другие глобальные проблемы современного мира. В их числе – усиление международной напряженности, вызванное геополитическими и геоэкономическими факторами, слом системы глобальной безопасности, а также усиление гонки вооружений и проблемы глобальной экологической повестки. «В этих условиях ключевой задачей духовных лидеров, на наш взгляд, является формирование правильной системы ценностей и объединение людей вокруг идей мира, нравственных ценностей, общественного согласия и взаимной поддержки друг друга. Именно на эту цель работает Съезд лидеров мировых и традиционных религий», – отметил Маулен Ашимбаев.
Ясно, что в реалиях глобализации отдельные, даже самые могущественные державы не могут в одиночку справиться с возникающими угрозами. Между тем ныне действующие коллективные форматы, стоящие на страже миропорядка, также демонстрируют низкую эффективность, а порой оказываются в плену конфронтационных убеждений. Все это говорит о том, что нужны новые, не скомпрометировавшие себя т.н. «двойными стандартами» механизмы разрешения споров. Сказанное по-особому затрагивает столь тонкую и чувствительную материю, как религия.
Автор: Руслан Жумалы