Автопарк Казахстана растет, опережая темпы продаж новых автомобилей. Все больше предпринимателей и новых компаний предлагают услуги по доставке автомобилей “под ключ” из разных стран в Казахстан, передает Toppress со ссылкой на Аutoreport.kz.
Так, исходя из данных о продажах новых автомобилей (импортных и локализованных) официальными дилерами, а также данным Бюро национальной статистики об автомобильном парке Казахстана, за последний год значительно выросло количество транспортных средств, завезенных в страну по “серым” каналам.
Вместе с тем, отмечается, что по данным Казахстанского автомобильного союза, в 2023 году официальные дилеры реализовали в стране 198 686 транспортных средств. Из них порядка 60 тысяч легковых автомобилей – импортные, то есть не локализованы на отечественных заводах.
По данным, Бюро национальной статистики, автопарк легковых машин вырос на 20% до 4 690 898 единиц. В сравнении с предыдущими годами этот показатель продемонстрировал значительный рост. В этом плане стоит отметить прошедшую в 2023 году легализацию автомобилей с иностранными номерами. По данным МВД, в общей сложности легализацию прошли более 300 тысяч машин.
При этом общее количество легковых автомобилей в Казахстане в 2023 году выросло на 781 339 единиц. Учитывая продажи новых автомобилей официальными дилерами и легализованную технику, объем серого импорта за прошедший год составил примерно 345 тысяч транспортных средств. Таким образом, из пяти автомобилей три импортированы по “серым” каналам.
Также отмечается, что по данным Комитета государственных доходов, в 2023 году в Казахстан ввезено 156 235 легковых автомобилей из стран, не входящих в ЕАЭС.
В беседе с редакцией AutoReport директор Агентства мониторинга и анализа автомобильного рынка Артур Мискарян объяснил, чем чревата покупка автомобиля не у официального дилера. По его словам, при покупке машины очень важно иметь четкий прогноз относительно того, какая сторона будет нести гарантийные обязательства, как и где его качественно обслужить в обозримой перспективе и что не менее важно – не будет ли сама эксплуатация автомобиля сопровождаться нарушениями закона.
“Автомобили, ввезенные по «серым» каналам, как правило, выпущены с учетом технических и экологических требований других стран. Кроме этого, автомобили для разных рынков производятся с учетом климатических условий и условий эксплуатации (тип и свойства топлива – например) именно тех стран, в которые они поставляются официально”, – объяснил эксперт.
Кроме этого, в случае с “серыми” каналами по-прежнему имеется высокий уровень юридических и финансовых рисков: получая предоплату продавцы зачастую просто «пропадают с радаров», а клиент, получив оплаченный автомобиль, может столкнуться с тем, что в другой стране автомобиль имеет обременения.
Что касается сервиса и запасных частей. Если речь идет об автомобилях, поставленных на рынок по официальным каналам, то на запасные части, как и на автомобиль, будет распространяться гарантия, а детали зачастую есть в наличии на складе дилера. Если речь идет о «сером» импорте (техники или запасных частей), то покупатель в этом случае, как правило, лишен гарантии, а те же детали в большинстве случаев реализуются на заказ.
В заключении, напоминается, что по данным Комитета госдоходов, с 2022 года основная часть импортируемых в Казахстан автомобилей поставляются из Китая, США, Японии и Южной Кореи.