Долю электронной торговли в Казахстане хотят увеличить до 10%. Об этом в ходе заседания правительства сообщил министр торговли и интеграции Бахыт Султанов, передает корреспондент Toppress.kz.
В прошлом году разработана и принята Дорожная карта по развитию электронной коммерции на 2019-2025 годы. Заложенные в ней меры структурированы по 3 направлениям: наращивание экспорта в электронной торговле; вовлечение отечественных предпринимателей в электронную торговлю и развитие инфраструктуры; защита прав потребителей и продвижение электронной торговли. Задачей, поставленной еще летом прошлого года, было довести долю электронной торговли до 5%. Однако с созданием министерства торговли и интеграции нами проведен анализ, который позволил поставить более амбициозную цель – увеличить долю электронной коммерции до 10%, – заявил Султанов.
Для этого принимаются меры по продвижению казахстанских компаний на международных электронных платформах. Оказана прямая поддержка по продвижению на интернет-платформах начинающим и опытным предпринимателям. Отобрано 50 компаний для предоставления доступа на международную платформу в качестве «Золотого поставщика». Данный премиальный статус обеспечивает доступ к глобальной аудитории, возможность комплексного продвижения внутри маркетплейса.
Из них 22 уже зарегистрированы и в этом году планируют реализовать казахстанскую продукцию на общую сумму более 28 млн. долларов с созданием дополнительных 83 рабочих мест, – подчеркнул Султанов.
Вместе с тем, «принимая во внимание, что в 2019 году стремительно вырос экспорт казахстанских товаров через электронную торговлю и составил 5 млн. долларов, в рамках Правил возмещения затрат экспортеров также была предложена поддержка в виде оплаты до 60 % от понесенных расходов на проведение процедур, связанных с регистрацией на электронных торговых площадках».
Также приняты меры по привлечению международных платформ в Казахстан. Султанов напомнил, что в 2019 году был подписан Меморандум с международной компанией «Wildberries» о реализации инвестиционного проекта. Сегодня 21 казахстанская компания уже реализует 594 видов товара на данной платформе по таким направлениям, как Россия, Беларусь, Кыргызстан и Армения.
В ближайшем будущем география сбыта расшириться в страны ЕС. В рамках инвестиционного проекта запланировано привлечение инвестиций в размере 14,8 млрд. тенге, которые будут направлены на строительство логистических центров в городе Алматы площадью 50 тыс. кв.м., – подчеркнул министр.
Также принимаются меры по развитию инфраструктуры экосистемы рынка электронной торговли. Султанов отметил, что уже налажена работа 3 фулфилмент-центров в городах Нур-Султан, Алматы и Актобе, которые ежедневно обрабатывают более 350 тысяч почтовых отправлений.
К 2025 году их количество будет увеличено до 19. Это позволит нарастить объемы почтовых отправлений до 82.8 млн. шт. и обеспечить услугами более 1 000 (одной тысячи) интернет-магазинов, – сообщил он.
Кроме того, в рамках создания товаропроводящей инфраструктуры планируется полная цифровизация сети агро-логистических и оптово-распределительных центров.
На их базе будут созданы электронные торговые площадки для фермеров и оптовых покупателей. Информационная система позволит нам отслеживать товаропотоки и обеспечит сбалансированные межрегиональные перетоки, – считает министр торговли.
Кроме того, реализуются меры, направленные на поддержку создания казахстанских цифровых торговых площадок. Сегодня на рынке функционируют порядка 13 развивающихся казахстанских торговых площадок.
Такие маркетплейсы, как Kaspi.kz, flip.kz., chocofamily, mechta.kz и другие, имеют порядка 20 категорий товаров и услуг. В целях развития торговли продовольственными товарами оказана поддержка по разработке электронных платформ «Onay Bazar» и «HappyFood.kz». Они позволяют потребителю купить товар, не выходя из дома. Например, морковь на рынке стоит 100 тенге, а цена на Onay Bazar – 85 тенге. В целях сбыта отечественной продукции фермерами по выгодным ценам разрабатывается платформа «Agro Labs». В целом, мы полагаем, что цифровизация торговли позволит снизить цены на продукты питания, а также сделать ценообразование прозрачным, – заявил Султанов.