В Атырау состоялось третье заседание Национального курултая с участием Президента Казахстана Касым-Жомарта Токаева. Многослойным и богатым назвал выступление главы государства на курултае известный казахстанский политолог Эдуард Полетаев, передает Toppress.kz
Мы попросили эксперта прокомментировать, почему Президент поднял вопрос о роли национальной буржуазии и насколько важно проводить Национальный курултай в регионах?
– Какие ключевые месседжи вы можете отметить в речи Президента на Национальном курултае в Атырау?
– Выступление было довольно большое, богатое, многослойное. Затронуты и исторические эпохи, и вопросы будущего развития страны. В целом, несмотря на то, что доминирует культурно-гуманитарная составляющая, — это характерная особенность выступлений на курултае, вопросы и политические, и геополитические тоже были упомянуты. Я думаю, что есть такие акценты, о которых в большей части СМИ будут говорить.
В первую очередь, это изменение Государственного Герба, потому что это государственный символ. Еще довольно большую значимость имеют вопросы образа нации и основных ценностей, которые необходимо развивать и пропагандировать. Глава государства напомнил о вопросах традиционных ценностей и борьбы за них, чтобы страна и народ не шли на поводу у провокаторов и чуждых ценностей, которые идут вразрез с основой развития нашего государства,
Трудно найти какую-то социальную группу, чьи интересы в своем выступлении глава государства не затронул. Тут и дети, и старшее поколение, и молодежь.
– «Люди, которые ведут бизнес, зарабатывают в Казахстане, должны всегда думать не только о собственном деле, но и о всеобщем благе, органично сочетая частные интересы с общественными», сказал на курултае глава государства. Почему, по вашему мнению, Президент уделил отдельное внимание так называемой национальной буржуазии?
– Развитие национальной буржуазии – это один из столпов. Мы сейчас не в социалистическом обществе живем, я думаю, что это пройденный этап. Глава государства это подчеркнул, даже когда говорил об изменении герба (он упомянул, что там остались советские элементы). И в целом, буржуазия проходит сейчас непростой этап. Опыт ее сосуществования с государством, влияния на государство и общество в развитых капиталистических государствах, он показывает, что буржуазия является одним из столпов стабильности. У нас это называется социальной ответственностью бизнеса, корпоративной социальной ответственностью, меценатством. Во многих странах это достаточно развито. Там бизнес не просит у государства каких-то льгот, кредитов, бизнес сам инициирует правильные вещи и выделяет большие суммы в первую очередь на социальные проекты.
Мы, действительно, как государство являемся социальным. В Конституции об этом упомянуто, но по сути дела основные расходы по «социалке» несет именно государство. Хотя доля бизнеса, как мне кажется, здесь должна быть увеличена. Беда в том, что национальный бизнес существует примерно столько же, сколько и наше независимое государство. Еще не изменились рефлексы у бизнеса, он пытается продлить этап первоначального накопления капитала.
Элита еще четко не сформировалась. Мы видим, как при строительстве Нового Казахстана часть этой буржуазии, так скажем, специфически заработала свой капитал, благодаря коррупционной составляющей, продажам различных стратегических предприятий и ресурсов. Поэтому пора ее сформировать. Если появилось государство, и оно в свое время предоставило такую возможность заработать, нужно учитывать, что от интересов общества и страны крупный бизнес не может уйти, поскольку если деньги заработаны на этой территории, то эту территорию нужно с помощью этих же заработанных денег и облагораживать, помогать жителям этой территории.
Иначе большое социальное расслоение грозит нестабильностью в любом государстве. Именно поэтому буржуазные элиты в западных государствах стараются не выделяться из толпы, ездят на простых машинах, не «отсвечивают», создают благотворительные фонды и выделяют часть своих доходов на развитие государства и общества.
– «Мне понятны искренние, благородные мотивы бизнесменов, которые на свои деньги возводят в регионах мечети. Но ведь не менее благородным и полезным делом стало бы строительство новых школ, общежитий, больниц, библиотек, музеев, спортивных комплексов», сказал глава государства Касым-Жомарт Токаев на курултае. По вашему мнению, можно ли ожидать после этого месседжа Президента активности бизнеса в строительстве социальных объектов?
– Я думаю, да. Это совместные процессы. Над нашим государством сейчас начала довлеть «усталая» инфраструктура, в том числе не самого лучшего качества, например, детские сады, вузы, средние учебные заведения, потому что многие из них были построены еще в советское время.
Второй момент — это демография, которая «давит». У нас больше 400 тысяч человек рождается каждый год, когда-то они пойдут в школу. Население уже превысило 20 миллионов человек, образовательной инфраструктуры будет не хватать. А у государства, помимо строительства школ, есть куда деньги вкладывать, потому что социальных обязательств на него очень много возложено. Элементарная выплата пенсий — это уже существенный удар по бюджету. Я, например, ни разу не видел инициативы, чтобы кто-то из бизнесменов пенсию выплачивал вместо государства, это все-таки прерогатива властей, но строительство образовательных учреждений — это мировой тренд. Во многих странах мира именно бизнес помогает в этом, и не только детские сады или школы строит, многие всемирно известные ВУЗы – это инициатива бизнесменов, которые вкладывали в это дело деньги.
Страна и Президент нашли один из выходов: был принят закон о возврате незаконно выведенных из государства средств. Эти деньги как раз и пойдут на строительство и ремонт школ. Я думаю, что поддержка бизнеса тоже поспособствует этому, потому что это будущая проблема. Нужно заранее подумать о том, как закрыть нехватку мест для учеников.
– Если говорить о результативности курултаев, можете ли вы назвать показательные кейсы, когда важные идеи воплотились в жизнь или проблемы в обществе нашли решение?
– Государственный советник Ерлан Карин говорил о том, что был определенный результат по первым двум встречам: после курултая в Улытау взято в работу более 40 инициатив, после курултая в Туркестане – более ста.
В целом, мне нравится, что в Новом Казахстане курултай как совещательный инструмент при президенте ведет работу в регионах, не только в Алматы и Астане. Сам факт проведения его в исторически значимых местах – для регионов тоже показатель и роста, и статуса, и возможность развития.
Президент не случайно, находясь на западе Казахстана, поднял многие проблемы, характерные именно для этого региона. Если вы обратили внимание, начиная от личности Абиша Кекилбаева, его значимости как писателя и государственного деятеля, продолжая туристическими объектами – плато Устюрт, которое необходимо в список ЮНЕСКО внести, заканчивая упоминанием подвигов местных героев Великой Отечественной войны – уроженцев западных областей.
Когда эти мероприятия проходят в регионах, там поднимаются в том числе и региональные проблемы, Президент не может их избежать. Очень важный фактор, что не только глава государства приехал, но и условно еще сто человек из состава курултая, известных людей, деятелей, лидеров общественного мнения, экспертов, представителей законодательной ветви власти. Эти люди тоже видят ситуацию на местах и не отделяют себя от «коллектива», так сказать. Когда политика делается не только в Астане, а во всей стране, этим сплачивается Казахстан. И это очень важно.