Профессор, декан Школы государственной политики Лондонского института экономики и политологии Андрес Веласко, возглавлявший Министерство финансов Чили с 2006 по 2010 годы, а также избранный министром финансов года в Южной Америке, в рамках ежегодной финансовой конференции «Astana Finance Days» поделился своим мнением о том, в каких направлениях двигаться Казахстану в условиях пандемии для поддержки экономики и финансовых рынков страны, передает корреспондент Toppress.kz.
«Нам всем нужно очень четко понимать, каким образом текущий эпидемиологический кризис отразится на рынках развивающихся стран. Развивающиеся страны данный так называемый коронакризис накрыл несколько позже, чем европейские страны. Таким образом, мы сейчас находимся только на первой стадии этого кризиса, и мы только сейчас активно справляемся с этой эпидемией и ее последствиями. В Африке, Южной Америке и Азии конец эпидемии еще не положен, но это не единственный удар, который получили наши государства. Таких шоков было целых пять:
1. сокращение мировой торговли – ВТО сейчас говорит, что объемы мировой торговли сократятся на треть в этом году;
2. падение цен на сырье – это важно в первую очередь для экономики Казахстана, поскольку она очень чувствительна по отношению к ценам на энергоносители);
3. сокращение туристического потока – туризм – это серьезный источник доходов для стран Центральной Америки, Корейского бассейна и Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР);
4. отток капитала с рынков развивающихся стран начиная с марта месяца текущего года;
5. и влияние непосредственно самой эпидемии коронавирусной инфекции.
Это и есть все пять серьезных факторов и стали теми ударами, которые были нанесены нашим странам. Развивающиеся страны не могут позволить себе делать то же самое, что делают развитые страны. Сейчас страны Организации экономического сотрудничества и развития направляют большие средства в поддержку экономики – 10-15 процентов от внутреннего валового продукта. Развивающиеся страны на развивающихся рынках себе такого позволить не могут. То есть, мы как раз находимся в той ситуации, когда острее всего чувствуется удар со стороны эпидемии и не может на него отреагировать так же серьезно, как и европейские страны, например. Это означает, что мы скатимся в рецессию и довольно длительную. Несмотря на это, многие страны добились определенного успеха в плане сокращения неравенства и решения вышеперечисленных вопросов.
Кроме того, Казахстан обладает определенными резервами, в связи с чем в экономическом плане у страны имеется определенное пространство для маневров.
И здесь существует три вопроса, которые должны решить страны, такие как Чили или Казахстан:
Первое – это меры по минимизации ущерба. То есть это предполагает меры чрезвычайного характера, которые предполагаются при различных национальных масштабных бедствиях. К ним относятся меры по объявлению режима чрезвычайного положения и карантина в стране – люди временно лишились источника дохода по причине вынужденного нахождения дома, а значит Правительство должно это определенным образом компенсировать.
Второе – сохранение важных для экономики компаний в работоспособном состоянии. Многие компании в разных странах успешно работали и получали прибыль, но в настоящее время их нормальная работа прекратилась, поскольку они обязаны соблюдать правила карантина, социального дистанцирования и прочее, но при этом мы хотим, чтобы эти компании оставались на плаву, чтобы они платили своим кредиторам, своим поставщикам и своим сотрудникам. Для этого требуется ликвидность. И в этот момент на сцену выходит Правительство. В данный момент Центральные банки стран предпринимают усилия, по впуску ликвидности на рынок, а Правительство в свою очередь уже должно сделать так, чтобы эта ликвидность дошла до ее фактических получателей.
Третье – это меры по стимулированию экономического роста. Я думаю, что в как в Казахстане, так и в Чили, еще существует определенный потенциал по развитию инфраструктуры, повышению экологичности страны. И здесь мы можем оказаться в очень выгодной ситуации – мы можем использовать вот эти проекты для того, чтобы инвестировать в них, мы можем восстанавливать нашу инфраструктуру, получать большие условия для жизни и обеспечивать тем самым экономический рост. Поскольку инфраструктурные проекты обеспечивают наше будущее и занятость нашего населения.
Сейчас Правительство Казахстана взяло курс и расставило акценты на обеспечение занятости населения. Это всегда беспроигрышный ход, и дополнительные меры по стимулированию экономики тоже никогда не будут лишними, главное, чтобы они были политически правильные. Надо сказать о том, что пока еще рано думать, какие последствия эпидемии могут быть, поскольку на данный момент мы понятия не имеем, сколько будет продолжаться экономический спад, мы не знаем насколько пострадают различные секторы экономики. Мы понимаем, что гостиничный бизнес, авиакомпании очень серьезно пострадали. В каком состоянии они будут через год или два после пандемии мы пока не знаем. Сейчас мы понимаем, что у нас есть новая парадигма работы, то есть, мы можем работать удаленно. У этого также есть и минусы. Такой подход повысим степень мирового неравенства, значит, что будут люди, у которых будет возможность работать удаленно, и останутся люди с низким доходом, которые работают в магазинах и прочих сферах такого же плана. Иными словами те, у кого не будет возможности работать из дома перед компьютером, и они рискуют отстать от всех остальных. Именно поэтому так необходимо повышение занятости населения, создание регуляторной среды, которая бы защищала граждан».
В политике хорошо не только поступать, как считаешь правильным, но и доносить это до населения. В моей стране было сделано много хорошего, но, как и у всех, случались неудачи. И мы рады делиться опытом с другими странами мира. Сочетание личной свободы, экономического роста, повышение благосостояния, увеличение прослойки среднего класса – все это было достигнуто благодаря демократии. Мы также поняли, что устойчивые государственные финансы и правильная экономическая политика – это очень важные компоненты в функционировании общества. То есть, кредитно-денежная политика, стабильная и последовательная налогово-бюджетная политика играют очень большую роль. Ведь макро-экономическая стабильность важна для существования государства, но является не единственным его успеха.