Экономическую политику любят сужать до субсидий и налоговых льгот неким «приоритетам». Безусловно, это важные вопросы, но очень тактические. Долгосрочное развитие требует трансформации фундамента государства – институтов.
Это совершенно другой мир и даже язык. Например, такой политический принцип, как верховенство права, т.е. когда все равны перед законом. Мы уже писали ранее, что без него дальнейший рост экономики будет ограниченным и что оно позволит лучше выровнять доходы.
Может поэтому выступление президента на Совете по управлению МФЦА началось с него. «Первое правило бизнеса — защищайте свои инвестиции». Серьезные инвесторы понимают, что развивающиеся рынки слабы именно этим, поэтому им и предлагают индивидуальные льготы. Самое тяжелое – гарантировать массовую защиту прав частной собственности (когда не отожмут) и исполнение контрактов (когда не кинут).
Почему это важно? Оставим людей в покое – многие хотели бы разбогатеть, со стимулом проблем нет и это двигает экономику. Вопрос в скорости экономических трансакций – как в уравнении Фишера, где ВВП зависит от скорости обращения денег. Вспомните, когда вы вкладывались в незнакомую тему и сколько времени у вас заняло принять решение. И сколько времени вы потратили на разборки после, если вас «кинули».
То же самое происходит со всеми в стране и это условно зовется «трансакционными издержками». Чтобы этих барьеров между людьми не было, нужно доверие. Для инвесторов – это доверие к госаппарату, что «правила игры» не поменяются после вложений. Это куча процедур, от юридической подготовки специнвестконтракта, до затрат на страхование.
Но тут появляется МФЦА – «остров» с верховенством права, «родной» для международных инвесторов британской системой, судьями, специалистами и инфраструктурой. Причем все это зафиксировано на уровне Конституции страны. Аналог для обывателя – Starbucks или McDonald’s, когда вы турист в незнакомом городе. Не нужно тратить время на поиски, есть доверие к сервису и стандартам.
МФЦА сегодня резко снижает страновые риски, делая Казахстан и регион Центральной Азии более предсказуемым для бизнеса. Но есть и другая, не менее важная роль «промежуточного института».
Что это? Изменения, что в масштабах человека, что страны, происходят не просто так. Нужен другой опыт – побыть в другой среде, при других правилах и поведение постепенно меняется. Это испытывали на себе многие, кто, к примеру, переезжал из аула в крупный город, или пожил за рубежом.
Так и здесь. Невозможно «плохой Казахстан» превратить сразу в «хороший Казахстан», по щелчку пальцев. Невозможно и переубедить устно массу граждан. Но можно показать на примере, что это растение приживется на казахстанской земле.
В свое время так поступали многие страны, например, соседний Китай со своими городами на побережье. Нужны точки, где действуют другие системы, «песочницы». Когда они раскачаются, у критиков не будет аргументов, что казахстанцы не могут жить по-другому.
И последнее, рекомендация от DESHT при планировании и оценке деятельности таких институтов. Отрасли имеют свои роли в экономике, они разные. Сектор профессиональных услуг – финансовых, консультационных, бухгалтерских и т.д. – может и занимать небольшую долю в экономике. Но он делает так, что растут все остальные сектора.
Это «узкое горло», при переходе из МСБ в крупный бизнес, готовый конкурировать с импортом и идти на экспорт. Когда им уже невозможно управлять, как ремеслом, нужны профессиональные услуги, чтобы масштабироваться. Даже с точки зрения привлечения серьезного капитала и партнеров. Это стандарты, процессы, автоматизация, стратегические решения и прочее.
Как в химии – катализатор может и небольшой в массе, но провоцирует ускорение всей цепочки реакций.
Куаныш Жаиков