Сейчас мы наблюдаем подорожание всех продуктов питания, в том числе и мяса. Кто-то связывает это с общим ростом цен и инфляцией в стране, кто-то считает, что причины кроются в пандемии и растущем объеме экспорта из Казахстана. А кто-то наоборот уверен, что к удорожанию мяса приводит его импорт на рынок страны, передает Toppress.kz со ссылкой на ElDala.
Свои комментарии по вопросу ценообразования на мясо дал Кидирбай Аманжолов, доктор сельскохозяйственных наук, профессор, научный консультант отдела селекции и разведения крупного рогатого скота Казахского НИИ животноводства и кормопроизводства.
Нестандартное качество
– Вопросами ценообразования говядины я занимаюсь уже более 50 лет, – рассказал Кидирбай Аманжолов. – Тема моей докторской диссертации, над которой работал более 30 лет, – «Научное обоснование производства высококачественной говядины и кожевенного сырья в Республике Казахстан».
Главным фактором ценообразования любой продукции, в том числе и мяса, является вопрос определения его качества, вплоть до аминокислотного состава. Если свойства продукта не изучены досконально, то очень сложно рассуждать о его настоящей стоимости.
Что касается собственно качества говядины, то здесь есть несколько основополагающих критериев, от которых оно и зависит – порода скота, половая принадлежность, возраст, упитанность, уровень и тип кормления, технологии выращивания и получения готовой продукции. К примеру, цена говядины молочных, комбинированных и мясных пород сильно различается. Ведь мясо животного молочной породы, давшего за период лактации по 12 – 30 литров молока в сутки, будет значительно уступать говядине, полученной от животного комбинированной породы с намного меньшими удоями, и уже совсем не пойдет ни в какое сравнение с качеством говядины животных мясных пород.
В развитых странах последние сто лет, задолго до создания отечественной мясной породы Акбас, в продажу поступало мясо только специализированных мясных пород. Добавьте сюда строгое разделение мяса по анатомическому строению животного и способам его хранения – от охлажденного до замороженного. В мясе определяется весь качественный состав в зависимости от анатомических частей, от способов его хранения. Охлажденное и замороженное мясо будут значительно различаться в цене. Но это мировые критерии, к которым мы только приходим. В Казахстане традиционно цену формировал базар, где она зависит не столько от качества, сколько от количества.
В Советском Союзе также стремились увеличить не качество, а количество производимой говядины, и всячески стимулировали её производство, в том числе и путем 35% надбавок производителям к общему весу сдаваемой туши. Причем, если вес переваливал за 450 кг, то надбавка доходила до 50% – таким образом стимулировался именно объем производимого мяса.
Сейчас изменился сам подход к производству. Например, вступив в ЕАЭС, мы вынуждены соблюдать требования данного союза, где самое дорогое, а следовательно, высококачественное мясо, должно отвечать высоким требованиям стандарта.
Тоже самое относится и к вступлению в ВТО, к принятию на себя обязательств следовать еще и его стандартам, труднодостижимым в местных условиях. В частности, масса сдаваемого скота должна достигать 550-600 кг. О чем мы можем говорить, если средний вес сдаваемых животных в Казахстане в 2010 году составлял – 296 кг, а в 2020 увеличился лишь до 336 кг, так и не достигнув требований международного стандарта. Это не позволяет говорить о том, что мы наладили производство высококачественной говядины в промышленных масштабах.
Фактор перекупщиков
Одной из проблем ценообразования также является отсутствие четких внутренних стандартов на говядину, несмотря на членство Казахстана в международных торговых союзах. Возьмем, к примеру, мясо первой категории – к нему у нас относятся животные жирной, высшей и средней упитанности. По сравнению с теми же США, где мясо делится на восемь категорий в зависимости от упитанности. Это несоответствие мешает нам выйти на международный рынок.
Большую роль играет и способ откорма: пастбищный нагул всегда будет дешевле, чем содержание на откормочной площадке. Поэтому и себестоимость мяса нагульного животного будет ниже. В целом, в Казахстане сейчас при пастбищном нагулесебестоимость 1 килограмма мяса составляет 1500 тенге, а при откорме на специализированной площадке 1900 тенге. Цена экспортируемого скота за рубежом в среднем составляет 1125 тенге за 1 килограмм живой массы.
Правда, на цену мяса внутри Казахстана сильно влияют перекупщики. Это происходит во многом из-за отсутствия у нас культуры продажи скота, в отличие от той же Австралии, где продажи осуществляются на скотной бирже. Это продиктовано тем, что страны производители продают скот на экспорт. Те же США продают до 35% своего скота, Австралия – 60%, Аргентина и Бразилия – от 50 до 60%. Мы же пока имеем завезённого мясного скота 582 тысячи голов.
Сейчас главная задача – использовать (даже без учета чистоты происхождения) этих животных в промышленном скрещивании с местным маточным поголовьем численностью до 1,5 миллионов голов, с целью увеличения их продуктивности (живой массы) до 15%.
Поэтому, сейчас нам надо работать по двум направлениям, оказывающим влияние на ценообразование, – повышение качества мяса и снижение его себестоимости. Допустим, во времена СССР наша республика безболезненно отправляла за свои пределы до 220 тысяч тонн говядины в год, а поголовье КРС тогда доходило до 10 миллионов голов. Причем, все произведенное мясо уходило в Москву и Ленинград.
Культура потребления
Возвращаясь к вопросам снижения себестоимости мяса: здесь важно наладить эффективное кормопроизводство. Нам нужно создать единого регулятора, кто будет полностью отвечать за вопросы кормопроизводства – от распределения пастбищных земель до выделения субсидий всем участникам данного процесса.
Как видите, у нас процесс ценообразования весьма отличается от зарубежья. Если говорить об экспорте мяса и его внутреннем потреблении, есть как и общие факторы, так и различия, связанные в первую очередь с культурой потребления. К примеру, существуют страны, такие как США, где высок спрос на качественное охлажденное мясо для стейков. А есть наша страна, где определяющим в потреблении является не столько качество, сколько количество.
Но, исходя из наших возможностей и условий, решить вопрос с внутренним обеспечением по приемлемым ценам мы вполне можем. Сейчас Казахстан обеспечивает себя говядиной приблизительно на 97%, а оставшиеся 3% (это где-то 20 тысяч тонн в год) мы импортируем.
Что касается экспорта, то для его наращивания нужно развивать мясное скотоводство в промышленных масштабах. Это труднодостижимая задача, учитывая конкуренцию на рынке и высокую себестоимость производства нашей говядины. Но не смотря ни на что, потенциал развития мясного скотоводства, безусловно, у нас есть. Причем я уверен, что реализация нашего экспортного потенциала нисколько не отразится на ценах и количестве говядины на внутреннем рынке.