Утильсбор в автопроме направляется на поддержку автопроизводителей – это налоги и рабочие места. Такое мнение высказал в телеграм-канале эксперт нефтегазовой отрасли, ведущий авторской программы «Байдильдинов. Нефть», член общественного совета министерства энергетики РК Олжас Байдильдинов:
“Утильсбор и сжиженный газ
Несколько предложений Роману Скляру и Канату Шарлапаеву, если позволите
Сегодня Минэнерго опубликовало проект Приказа Министра о планируемом повышении цен на сжиженный нефтяной газ
Ну, думаю, все знают, сколько усилий и отстаивания позиции было с моей стороны. Наверное, весь Казахстан уже на уровне рефлексов знает мои тезисы и цифры: цены на СНГ убыточны, спрос растет взрывными темпами, в стране ежегодный дефицит.
Радует, что сегодняшний релиз Минэнерго практически полностью повторяет мои тезисы, которые я публикую и озвучиваю с 2019 года.
Только там нет о качестве товара. А оно сейчас очень плохое. Что неудивительно из-за регулирования цен и отсутствия стимулов к конкуренции.
Хорошо, что у Минэнерго есть такой эксперт, который работал в системе и не боится критики, хейта и тд. Ну, соответственно, плохо, что у других ведомств нет понимающих, рационально мыслящих и публичных/медийных людей.
Очевидно, что сегодня МПС проигрывает информационную войну. Это, безусловно, не относится персонально к Роману Васильевичу или Канату Бисимбаевичу. Это об информационном фоне в целом.
Уже появлялись мемы, видеоролики, вирусятся противоположные доводы. Вон уже «Миссия невыполнима» подключилась к борьбе.
Однако, со стороны защитников необходимости утильсбора пока нет системной работы по каждому заявляемому пункту.
Если позволите, пара советов:
1. Идет спор о том, что утильсбор якобы привел к устареванию автопарка
Поручите проанализировать эти цифры по диагонали, должны быть эксперты, которые опровергнут «на пальцах» эти доводы (я могу помочь, если необходимо).
К примеру, 10-летнее авто сейчас – это Камри 50-ка. С чего это старое авто? Отличный мягкий автомобиль. Может владелец и не хочет его менять?
На ухудшение среднего возраста авто в РК повлияла разовая акция по легализации ввезенных авто из РФ, Армении и Кыргызстана – это, если не ошибаюсь, 150-200 тыс авто – их необходимо вычесть из данного расчета (это была «социальная» мера).
Вряд ли корректно сравнивать состояние автопарка в целом. Считаю, нужно приводить цифры по ежегодному приросту авто. К примеру, до начала утильсбора – сколько авто в количестве и пропорции каждый год было новых, а сколько ввезенных?
Какова эта пропорция сейчас? Однозначно, сейчас существенно больше новых авто, чем старых/серых.
2. Отсутствие системной работы по старому автопарку
Понятно, что это снова упрется в «социалку», однако следует признать: ездить на старом 20-летнем авто по стоимости эксплуатации так же, как и на новом. А за счет топлива даже дешевле, ведь в новые авто с турбированными моторами необходимо заправлять 95/98 бензин, а на старом авто можно лить 92-ой или тот же сжиженный газ.
Нужны примеры стран, где владельцы старых авто платят более высокий налог на транспорт или дороже страховка. Полагаю, есть примеры, где старые авто не могут въезжать в центр.
Тезис прост: автопарк старый, потому что государство позволяет ездить на старых машинах
3. Пятьдесят тысяч подписей против как минимум 35 тыс
Более 35 тыс казахстанцев получили льготные автокредиты на сумму свыше 208 млрд тенге (около полумиллиарда долларов).
В таком случае они вместе с работниками автозаводов должны подписать петицию в поддержку казахстанского машиностроения (учитывать в противовес).
Ну, или в случае отмены утильсбора – вернуть досрочно свои кредиты, или перейти на общие условия кредитования в БВУ.
Одновременно, отмена поддержки отечественного автопрома будет означать закрытие возможности для всех остальных желающих.
Важно подчеркнуть, что программа поддержки действует, люди обновляют свои авто, «револьвер» крутится.
4. Аблязов и Дубай
Знаете, Аблязов несколько лет назад запустил запоминающиеся тезисы и видео: Атырау добывает нефти больше, чем Дубай. Там были в совокупности миллионные просмотры.
Хотя это лишь передергивание фактов. Я публиковал об этом материалы: Дубай вообще никогда не добывал много нефти, Абу-Даби – основной нефтедобывающий регион в ОАЭ. На долю Дубая приходится 5-10% нефтедобычи.
Кроме того, Эмираты по накопленной добыче нефти в 3 раза больше, чем Казахстан.
Сравнивать Казахстан с текущим состоянием Эмиратов некорректно. Мы по накопленному уровню добычи нефти примерно на уровне 90-х годов ОАЭ.
Наш автопром по ценам или уровню сборки неправильно сравнивать с ценами в Корее или Китае. Мы только на начальной стадии развития.
Если сравнивать – то с соответствующим годом развития той же Кореи. Масштаб производства и спроса в этих странах совершенно другой.
5. Ограничение количества старых авто – логичный и обоснованный шаг
В принципе, Роман Васильевич об этом уже сказал. Я лично не хочу, чтобы в наших городах ездили старые авто – это не только экология, но и повышенная аварийность.
Кто в основном ездит «по беспределу» на дорогах? Водители старых и битых авто. Что им терять?
Никто не хочет ДТП с такой машиной. Вряд ли ведь владелец нового авто с салона будет агрессивно и опасно ездить. Новые фары и бампера, знаете ли, недешевое удовольствие.
Мера ограничения ввоза старых авто направлена на соблюдение законности и порядка на дорогах. Это в интересах всех 5 млн автовладельцев и их семей.
6. «У казахстанцев нет денег на новые авто»
Довольно популярный тезис, который в той или иной степени звучит из всех утюгов.
А как Вы хотели? 20 млн авто на Казахстан, включая по одному автомобилю на каждого ребенка?
Государство обязано раздать всем желающим бесплатно по автомобилю?
Нигде такого в мире нет.
7. Кстати, о мире
Нужна статистика, как я приводил цены в разных странах, показывая, что мы в топ-10 стран по самому дешевому топливу и его доступности по заработным платам.
Как в других странах? Какие платежи?
Какие платежи, кроме утильсбора? Например, страховка ведь в развитых странах дороже.
Иными словами, какова совокупная стоимость владения?
К примеру, я могу точно сказать, что водительские права в Эмиратах стоят около $800. Причем каждые 2 года (или год) необходимо продлевать их, уплачивая пошлины, штрафы и др.
В Китае и азиатских странах номера на авто могут стоить $10-20 тыс, то есть это прямое регулирования количества авто в городах.
Уверен, что владеть авто в РК гораздо более дешевле, чем в тех странах, которые приводят в пример сторонники #нетутилю.
Нужно смотреть на ситуацию комплексно. Та же почасовая парковка в центрах мировых столиц стоит немалых денег.
8. Ну и подчеркнуть, что это в интересах не только государства, но и граждан
Утильсбор в автопроме направляется на поддержку автопроизводителей – это налоги и рабочие места. Сколько налогов они уплатили?
В противном случае все эти налоги ушли бы в бюджет других стран.
Более 35 тыс казахстанцев получили льготные автокредиты. Без утильсбора – они не смогли бы это сделать.
А то, что кресел, дисков или резины нет на базаре – ну так может производители работают в первую очередь на крупные заказы автозаводов.
Уран, добываемый КазАтомПромом, тоже на барахолке не купишь. Это ведь не означает, что его нет.
P.S. В Эмиратах и Турции новые ЖК сдают с включенным в стоимость паркингом. Купив авто – ты должен иметь парковочное место в собственности/аренде.
В некоторых странах/городах ты должен показать документы о том, что можешь где-то парковать авто, чтобы не занимать улицы и проезды. Такого требования ведь в РК нет – у нас очень либеральные условия.
P.P.S. Вот отменить налог на транспорт нужно.
Налог должен быть включен в цену топлива. Я каждый год 700 тыс тенге плачу (~$1,6 тыс), хотя мой Cadillac Escalade – по сути авто выходного дня и проезжает 4 тыс км в год. Ему, кстати, 8 лет. Тоже что ли старый авто?”.