В сентябре, выступая с Посланием народу Казахстана, Глава государства Касым-Жомарт Токаев объявил 2025-й – Годом рабочих профессий. Он также заявил о важности реформы профессионального образования. По словам лидера Казахстана, реформа важна с точки зрения обеспечения роста экономики и ее инвестиционной привлекательности, передает Toppress.kz.
В Год рабочих профессий предстоит осуществить реформу системы технического и профессионального образования. Год рабочих профессий будет также содействовать продвижению в обществе идеи трудолюбия и профессионализма.
Глава государства подчеркнул: необходимо, чтобы люди, добившиеся успеха честным, усердным трудом, всегда пользовались уважением и почетом.
«Это полностью согласуется с нашим принципом “Ответственный гражданин – Честный труд – Заслуженный успех”. Ценности трудолюбия и профессионализма в нашем обществе должны быть всегда на первом месте. Именно благодаря специалистам своего дела формируется новое качество нашей нации. Поэтому мы продолжим принимать последовательные меры для повышения статуса человека труда», – сказал Касым-Жомарт Токаев.
…Машинист локомотива первого класса Астанинского эксплуатационного локомотивного депо Талгат Абельдинов работает на железной дороге 14 лет. После окончания профессионального лицея в 2010 году он пришел работать в столичное депо дублером помощника машиниста. Через два года окончил курсы машиниста локомотива в Павлодарском учебном центре и еще через год стал самостоятельно водить поезда. Он твердо запомнил слова бывалого локомотивщика, своего первого руководителя: «Как примешь локомотив, так и пройдет поездка».
«Работа машиниста по праву считается одной из самых ответственных на железной дороге. Когда ведёшь поезд, видишь перед собой колею железной дороги, а за тобой – тысячи тонн ценного груза, судьбы сотен людей. Каждый поезд – это проверка знаний и навыков. Машинист должен контролировать движения, соблюдая правила, чётко и быстро реагировать на любые внештатные изменения», – говорит машинист.
СПРАВКА:
В 2025 году планируется серьезная перезагрузка системы профессионально-технического образования. Изменения направлены на создание современных условий для подготовки кадров. На сегодня в 772 казахстанских колледжах готовят специалистов по 15 направлениям. Уровень трудоустройства по рабочим профессиям достигает 70%.
В условиях развития экономики и появления новых производств Казахстану не хватает квалифицированных рабочих. Подготовка кадров остается важным приоритетом государственной политики и требует системного подхода, в котором будут учтены интересы и потребности рынка труда, бизнеса и обучающейся молодежи.
Талгат Абельдинов за долгие годы работы в депо отточил своё мастерство и сегодня может проехать по своему участку с завязанными глазами, по интуиции. В 2022 году ему присвоили высшую классификацию машиниста – «первый класс».
«Сегодняшние технологии намного совершеннее. Я начинал водить локомотивы серии ВЛ, а сейчас мы пересели на современные и комфортные машины, собранные на заводе в Астане», – говорит он.
Современные приборы в локомотиве делают перевозочный процесс более надёжным и предсказуемым. При этом отношение машинистов к работе остаётся неизменным.
Талгат Абельдинов родился в селе Сараба, расположенном в 60 км от столицы. Рядом с селом находится станция Сары-Оба, через которую проходили поезда и которая, как магнит, притягивала будущего железнодорожника. В его семье он не первый железнодорожник. Деды со стороны матери и отца работали на железной дороге. По их стопам пошли их дети и внуки.
«Рабочий день машиниста не всегда начинается утром, часто в поездку приходится отправляться ночью. Каждая поездка длится не более 12 часов», – говорит машинист.
СПРАВКА:
За последние годы в Казахстане уже внедрен комплекс мер в области профессионального образования. Введено бесплатное обучение рабочим профессиям в колледжах, увеличен объем государственного заказа на подготовку кадров. Ранее за счет бюджета в колледжи ежегодно поступало порядка 93 тыс. студентов, в текущем году их количество выросло до 142,5 тыс. Также на 50% выросли стипендии для учащихся колледжей. Кроме того, продолжается работа по улучшению материально-технической базы образовательных организаций ТиПО. В рамках проекта «Жас маман» для переоснащения 180 колледжей из республиканского бюджета выделено 48 млрд тенге.
Процесс управления поездом начинается задолго до отправления в рейс. Перед поездкой машинист проходит медосмотр, алкотестер и наркотест. Медицинские работники оценивают моральное и физическое состояние работника, его дееспособность и готовность к работе. Затем, получив маршрутные листы, машинист тщательно проверяет техническое состояние локомотива: осматривает колесные пары, автосцепные устройства, автотормоза, работу двигателей и другие элементы. Только после этого начинается движение.
Железная дорога – живой организм, поэтому машинист должен быть готов ко всему: применить экстренное торможение для предотвращения наезда на безнадзорный скот или невнимательных людей, аварий на переездах, спровоцированных автоводителями и многое другое.
По словам Талгата, машинист должен быть пунктуальным, стрессоустойчивым, внимательным к мельчайшим деталям и оперативно принимать правильные решения. Он отмечает, что после каждой поездки, несмотря на высокую степень ответственности, машинист чувствует удовлетворение от успешного выполнения рейса, особенно при сложных условиях. Машинист поезда — это не просто профессия, а жизненный путь.