По сообщению пресс-службы Министерства юстиции РК, Генеральной прокуратурой проведены проверки в деятельности Республиканской палаты частных судебных исполнителей и оператора единой электронной торговой площадки по вопросам организации исполнительного производства и соблюдения законности при проведении электронных торгов за 2015-2017 годы и истекший период 2018 года.
Ведомством определены следующие грубые нарушения законности при проведении электронных торгов.
Одно из наиболее частных нарушений – вмешательство в процесс распределения исполнительных производств между частными судебными исполнителями. Выборочными проверками выявлено 2,5 тыс. таких фактов, при этом перспективные исполнительные листы распределялись 20-ти частным судебным исполнителям в различных областях.
Вместе с тем, исполнительные документы о взыскании алиментов, заработной платы, в доход государства остаются без должного исполнения.
Далее имеет место быть несвоевременное и формальное рассмотрение актов прокурорского надзора. За указанный период внесено 936 актов надзора, 42 из которых рассмотрены формально. Должных мер реагирования в отношении виновных лиц не предпринято.
Прокуратурой выявлено 572 факта нарушений, допущенных региональными палатами при рассмотрении обращений физических и юридических лиц.
Так, региональной палатой Алматы не даны ответы 35 заявителям по обращениям о незаконных действиях ЧСИ. При этом жалобы поступали систематически, на одних и тех же лиц. Ни по одной из них проверки не проведены, меры не приняты.
Республиканской палатой несвоевременно блокировался доступ частных судебных исполнителей к системе Автоматизированной информационной системе органов исполнительного производства после приостановления или прекращения действия лицензий. Выявлено 9 таких фактов.
Кроме этого, нерационально использовались членские взносы частных судебных исполнителей.
С 2015 года штатная численность центрального аппарата Палаты увеличена более чем в 3 раза (с 11 до 34),расходы по выплате зарплаты увеличились с 77 до 197 млн. тенге. Палата, не имея больших финансовых оборотов, содержало в штате 7 бухгалтеров с окладом не менее 220 тыс. тенге.
В штат включено 9 специалистов отдела по защите прав и законных интересов ЧСИ (с окладом 140 тыс.). Палата никак не обосновала целесообразность введения таких должностей. Очевидно, что имея высшее юридические образование, ЧСИ могут сами отстаивать и защищать свои права и законные интересы.
Взносы ЧСИ в Учебный центр вместо образовательного процесса использовались для выплаты премий сотрудникам Палаты. На это потрачена пятая часть всех поступлений (10 из 50 млн.).
В соответствии со ст.149 Закона ЧСИ не вправе заниматься иными видами оплачиваемой деятельности, за исключением научной, преподавательской или творческой деятельности.
Выявлены отдельные факты, когда работники региональных палат (г.Астана, ЗКО), получая заработную плату, одновременно занимались исполнением исполнительных документов.
И последнее из выявленных нарушений – факты нарушений законности в деятельности единой электронной торговой площадки, повлекшие ущемление прав граждан и организаций при реализации арестованного имущества.
По указанным нарушениям законности Министерством юстиции принимаются комплексные меры по правовому и информационному обеспечению исполнительного производства и деятельности частных судебных исполнителей, а также по привлечению виновных лиц к соответствующей ответственности.