Чем больше пользователей в сети интернет, тем больше шансов попасть на уловки интернет-мошенников. Несмотря на широкую разъяснительную работу министерства внутренних дел, некоторые казахстанцы продолжают верить умелым мошенникам. Редакция информационного портала Toppress.kz совместно с Министерством внутренних дел и экспертным сообществом, запускает серию материалов, посвященную разъяснению видов интернет-мошенничества, а также советам о том, как не стать обманутыми.
Звонки от банка
Наиболее распространенным методом обмана казахстанцев, на сегодняшний день, является вид мошенничества, связанный со звонками от банковских сотрудников.
«Жителям страны звонят якобы сотрудники банка, называют человека по имени отчеству и сообщают о том, что на имя человека подана заявка на крупный кредит. Еще один вариант развития разговора – фразы о том, что в личном кабинете пользователя, пытаются сменить пароль. Это обычные уловки мошенников, которые, в буквальном смысле, могут выбить из колеи любого человека. Когда мошенник чувствует, что «жертва» верит словам, начинается основная обработка. Говоря о безопасности, мошенники говорят, что нужны все данные карты, включая защитный трехчисленный код, указанные на обратной стороне банковской карты. Естественно, доверчивый собеседник диктует данные и после того, как все необходимые данные у мошенника, со счетов списываются деньги в крупном размере. В случае, с кредитом, чаще всего злоумышленники просят оформить кредитную заявку и перевести ее якобы на защитный счет», – говорит финансовый эксперт Диляра Даулет.
При этом, как отмечают в полиции, благодаря широкому информированию министерством внутренних дел совместно с банками второго уровня, таких случаев регистрируется все меньше.
Сайты-двойники
Все чаще, умелые мошенники создают так называемые сайты-двойники, чаще всего это сайты с адресной строкой похожей на известные сети магазинов, а иногда даже и банков.
В случае, с магазинами, ничего не подозревающие пользователи заказывают товары, оплачивают покупки онлайн. Однако деньги списываются на счета мошенников, а товар обманутые пользователи либо не получают, либо получают пустую посылку.
«У меня был случай, когда я искал необходимый спортивный инвентарь и нашел товар на одном из сайтов. Прочитал положительные отзывы, заказал и оплатил товар в размере сорока тысяч тенге, а спустя месяц ко мне домой пришла посылка, в которой была обыкновенная медицинская маска. Таким образом, я купил самую дорогую защитную маску», – рассказывает житель столицы Андрей Бахичев.
В министерстве внутренних дел отмечают, что таких случае в полиции зарегистрировано достаточно много. И советуют казахстанцам всегда проверять подлинность магазинов, не оплачивая покупку онлайн, если магазин не проверен.
В полиции также озвучили главные рекомендации о том, как не попасться на уловки мошенников:
– Прежде всего, никогда не говорите по телефону защитный код вашей банковской карты, а также не озвучивайте цифры из смс-кода. Сотрудники банка, никогда не будут просить у вас такие данные. Для того, чтобы обезопасить вас, такие данные им не нужны.
– Если вы сомневаетесь в том, звонят ли вам из банка, лучше положить трубку и перезвонить на официальный номер банка, чтобы подтвердить информацию.
– Никогда не покупайте товар на сайтах, которые не проверены вами или вашими знакомыми. Внимательно изучите отзывы, но помните, что и они могут быть подготовлены злоумышленниками.
– Никогда не оплачивайте товар, не получив его, или же не заполнив форму о том, что имеете право оформить возврат в случае его несоответствия.