Государственный академический театр имени Максима Горького выгодно отличается от современных строений, которые сегодня составляют урбанистический ландшафт Астаны. Зданию театра даже больше лет, чем самому театру Горького, а ведь в этом году открылся уже 118 театральный сезон.
В храме Мельпомены все продумано до мелочей начиная с порога: гости театра, сразу же погружаются в теплую и дружественную атмосферу. Здесь все ориентировано на создание комфортного и интересного времяпрепровождения, начиная с уютного холла, обставленного мягкими удобными диванами, в которых можно дожидаться начала спектакля. Также гости могут ознакомиться с репертуарной политикой театра и историей постановок, благодаря стендам и фотографиям, размещенным в холле.
На втором этаже для гостей представлен музей театра, полностью открытый для посещений. В нем они смогут наглядно убедиться в том, насколько богатая история у нашего театра. Исторические документы, вырезки из газет прошлого и даже позапрошлого веков, редчайшие фотографии, костюмы – со всем этим бесценным культурным наследием можно ознакомиться абсолютно бесплатно. И сейчас самое время рассказать об истории театра.
Она начинается в 70-е годы XIX века, когда Астана называлась Акмолинском, но уже тогда имела репутацию просвещенного города, увлеченного культурой, и в первую очередь – театром. Так, в городе на тот период насчитывалось пять любительских театральных кружков, известных в городе и пользующихся большим уважением. Их поддерживали меценаты, однако свое здание театру было жизненно необходимо. Тем более что имелся и круг драматургов – не профессионалов, конечно, но, тем не менее, их произведения публика очень любила. Один из них – господин Мансфельд – комедиограф, получавший от горожан и долю похвалы, и долю критики. Театральные вечера, проходившие в домах богатых купцов, собирали, по свидетельствам современников, лучших людей города, но в связи с увеличением коллектива и расширением репертуарной политики дело с приобретением здания пошло быстрее.
Газета “Акмолинские областные ведомости” от 20 июня 1899 года сообщила, что “по заявлению любителей драматического искусства относительно приобретения здания для общественного театра” из городского бюджета выделено 100 рублей. Столько же дал известный меценат – купец Кубрин, чье имя и по сей день вспоминают с благодарностью и коллектив театра, и столичные театралы.
В Акмолинск пригласили актера императорского театра Моисеева, который взял на себя роль первого руководителя театра. Разумеется, не все получилось сразу, и первые спектакли, поставленные в новом театре – водевиль “Вспышка у домашнего очага” и следующая за ним шутка “Скандал в благородном семействе” -встретили много критики. Но работа над ошибками шла, и в скором времени популярность театра и уважение его достигли такой степени, что инстпектор акмолинского училища позволил учащимся присутствовать на генеральной репетиции каждого спектакля, объясняя, что “сеи посещения способствуют воспитанию прекрасного”.
В 1913 с большим успехом идет спектакль “Иван Сусанин”, к сожалению имена постановочной группы не сохранились, но есть в архивах фотография, сделанная на сцене театра после премьерного показа. С 1912 года в театре работает татарская труппа, ставящая спектакли на татарском и арабском языках. Сохранилась афиша русско-татарской комедии “Чучело”, принадлежащей перу В. Билибина.
Силами молодежи в 1918 году классик казахской литературы Сакен Сейфуллин ставит спектакль “Бақыт жолында” (“На дороге счастья”), а затем появляются спектакли и по другим его произведениям. Гражданская война приостановила работу театра, в лишь в 1919 году Уездной ревком требует собрать артистов и организовать показы спектаклей для раненых красноармейцев. В 20-х годах вновь формируется руководящий состав: на должность режиссера мусульманской труппы назначен Г.М. Давлеткильдеев, а Т. Сергеева становится режиссером русской труппы. Серьезно пополняется и остальной штат театра – наряду с артистами приглашены художники, гримеры, декораторы, реквизиторы, рабочие сцены. Отныне театр занимается не только постановкой спектаклей, но и готовит молодежь к работе в нем: режиссер Сергеева преподает актерское мастерство, историю искусств, поэзию, дикцию. Изучаются и такие дисциплины, как ритмика и грим.
Вместе с театром растут и его зрители: в газете “Маяк” от 1923 года сообщается, что зрители Акмолинска научились наконец “отличать плохое от хорошего в театральном искусстве”.
В 1939 году театр получает здание, в котором находится и по сей день, Акмолинск становится областным центром, а театр власти решают сделать официальным центром культурной жизни, выделяет деньги на спектакли и предоставляет квартиры коллективу.
Несмотря на все плюсы, все-таки театр развивался вместе со временем, а 20 век, как известно, – время, полное противоречий и глобальных катастроф. Рядом с прорывами в искусстве происходили одна за другой мировые войны, революции, испытания ядерного оружия… Театр не оставался в стороне, и по мере сил и возможностей принимал на себя и удары, противостоял историческим катаклизмам, врачевал искалеченные страданиями человеческие души не одного поколения.
С 1942 по 1943 годы в Акмолинске работает эвакуированный Ворошиловградский театр, после отъезда которого часть актеров осталась в городе. Также в труппу влились артистки – бывшие узницы АЛЖИРа, который был, пожалуй, одной из самых горьких страниц в истории Советского Союза.
Спектакли по произведениям Константина Симонова, Максима Горького, Александра Корнейчука стали любимыми во время и после Великой Отечественной Войны. Не забывал театр и про отечественную драматургию: с 1943 года начинает свою работу казахское отделение, и первой осуществленной постановкой стал спектакль “Жарыс” (“Соревнование”) по пьесе Габидена Мустафина. В дальнейшем это направление еще не раз принесет успех и награды: постановки по произведениям казахской литературы и сегодня становятся лауреатами престижных отечественных и зарубежных фестивалей: это такие спектакли, как “Султан Бейбарс”, “Одинокая яблоня”, “Последнее причастие”, “Томирис – царица сакская”.
В 40-50 годы театр вновь оказался на грани исчезнования: талантливый и разноплановый коллектив лишился своего здания вследствие приказа министров СССР о закрытии нерентабельных театров. И вплоть до 1955 года театр проводил репетиции на чужих площадках, скитаясь по близлежащим регионам. Однако в 1955 году в Акмолинск прибывает группа актеров во главе с Народным артистом РК Евгением Орлом, и в театр входит новая жизнь на фоне бурного строительства города, который в скором времени будет называться Целиноградом. С 1959 года театр носит имя Максима Горького согласно приказу облисполкома.
В начале шестидесятых Евгений Орел уходит с поста главного режиссера, и его место занял Александр Смеляков. Творческая молодежь пришла в восторг от спектаклей нового режиссера, и зал театра был переполнен каждый вечер молодыми людьми, приехавшими в Казахстан со всего Советского Союза. При полных аншлагах шли “Мой бедный Марат” Арбузова, “Ромео и Джульетта” Шекспира, “Каса Марэ” Иона Друцэ. Смеляков привез с собой талантливых артистов, и в труппе появились Галина Краснова, Владимир Габаев, Михаил Миловидов, Борис Ефремов, Ирина Гузановская.
В 1966 году в театре происходит новая смена лидера – главным режиссером становится приглашенный Илья Иванович Сермягин, заслуженный деятель РК. Он, как и Смеляков, привез с собой актеров. Имена некоторых из них – Николай Миловидов, Владимир Архипенков, Раиса Светинская, Анатолий Червов, Инесса Быстрицкая и многие другие.
Любовь к театру взяла верх и в перестроечное время, полное сначала самых светлых надежд, а после – ожидания близкого краха. Эти годы полны творческого успеха: особой любовью у горожан пользовались спектакли “Валентин и Валентина” М.Рощина, “Голубые олени” А.Коломийца, “Мамаша Кураж и ее дети” Б.Брехта, “Уступи место завтрашнему дню” по пьесе В.Дельмар и многие другие. Спектакль “Последний срок” В. Распутина стал визитной карточкой театра, и с ним он успешно выступил на гастролях в Алматы.
1990-е годы стали для горьковцев одними из самых сложных и успешных. В первую очередь, несомненно, это связано с обретением Казахстаном независимости – тяжелого, но светлого времени, полного взлетов и открытий. Вновь возникает интерес к национальной культуре – литературе, живописи, скульптуре. Поэтому, несмотря на тяжелое материальное положение, театр с триумфом выступает с пьесами национальной драматургии: “Чингисхан” И.Оразбаева (1992 год), “Рано прозрел в поисках истины..” по роману “Путь Абая” М.Ауэзова в постановке легендарного Азербайджана Мамбетова (1995 год), “Хан Кене” М.Ауэзова (1997 год). В это же время гремят по стране спектакли “Борис Годунов” А.Пушкина и “Бесы” Ф.Достоевского.
В 1999 году театр возглавил Ю.И. Ханинга-Бекназар, занявший должность художественного руководителя и главного режиссера. Начало 2000-х ознаменовалось многочисленными поездками коллектива театра на международные фестивали и успешными гастролями по городам Казахстана. В их числе – участие и получение Гран-при в Республиканском фестивале драматических театров в Петропавловске (2001 год); участие и победа в Международном фестивале творческой молодёжи “Шабыт” (2001, 2003 и 2004 года); участие в Международном фестивале русских драматических театров России и стран ближнего зарубежья в Саранске (Мордовия, 2006 год), по итогам которой коллектив был приглашен на гастроли в Москву.
В 2007 году театр возглавил Заслуженный деятель РК Касенов Еркин Тлеугазинович, и с этого момента театр, благодаря грамотной политике, ежегодно получал признание на фестивалях не только в России и странах СНГ, но и в Азии и Европе. Так, в том же году театр выступил на Международном театральном фестивале, проходившем в рамках Всемирного конгресса, посвященного году русского языка в Гранаде, и стал его лауреатом. Так, начиная с 2007 года театр постоянно получает приглашения от Международного фестиваля русских театров стран СНГ и Балтии “Встречи в России” (Санкт-Петербург), на котором выступал в 2007, 2010, 2012, 2015, 2017 и 2018 годы.
Двадцать первый век еще только начался, и, наверное, рано подводить итоги, но предварительно немногое рассказать можно. После недолгого, но ощутимого многими театралами, да и самим коллективом, простоя, наступило время, когда театр движется вперед семимильными шагами. Иначе и не скажешь, ведь в течение года творческий коллектив несколько раз выезжает на фестивали, с которых не возвращается без наград, отправляется на гастроли, откуда привозит теплые воспоминания и приятные знакомства.
В разрезе общей истории что такое 118 лет? Не более, чем несколько песчинок, но каких! Вместе со столицей театр рос, развивался, набирал силу, и без него теперь просто невозможно представить культурную жизнь центра страны.