23 декабря 2020 г.в Институте истории и этнологии им. Ч.Ч. Валиханова состоялась международная научно-практическая онлайн-конференция «История Великой степи и личность», посвященная 80-летию видного общественного деятеля, политика, ученого-историка, д.и.н., профессора Зардыхана Кинаятулы.
Цель конференции – обсуждение современного состояния и тенденций в развитии исторической науки Казахстана, изучение, оценка и пропаганда научного наследия ученого.
З. Кинаятулы родился в 1940 году в Кобдинском районе Монголии, окончил Монгольский государственный университет и Московскую Академию общественных наук. Всю его сознательную жизнь можно разделить на два этапа. До переезда в Казахстан он жил и активно работал в Монгольской Народной Республике, а после обретения Казахстаном независимости вернулся на историческую родину.
На формирование его жизненного, научного и философского взглядов существенное влияние оказали три государства – Монголия, Россия, а также историческое и культурное наследие и общественно-политическая среда Казахстана.
Директор Международного института интеграции социальных и гуманитарных исследований академик Саттар Мажитов называет его «Вестником истории и государственности Казахстана».
Проработавший вместе с Зардыханом Кинаятулы почти 20 лет ученый особо подчеркивает его вклад в изучение истории Казахстана, в формирование казахского национального самосознания и простоту личности.
Еще в первой половине 90-х годов, едва переступив порог Института истории и этнологии имени Чокана Валиханова Казахской национальной академии наук, Зардыхан Кинаятулы сразу же занялся темой казахской государственности. Ученые и политики знают сложность этого вопроса, с которым не каждый может справиться, – говорит Саттар Мажитов.
Как сблизить других с государствообразущей нацией?
Целостность государства напрямую связана с его стабильностью и единством народа. Ученый как эксперт по этнографии и межнациональным отношениям глубоко изучил этот вопрос.
Зардыхан Кинаятулы отмечал в одном из интервью: «Сегодня я не могу сказать, что мы всех интегрируем и всех превратим в казахов. Однако их следует сблизить с государствообразующей нацией. Для этого должны быть внесены изменения в текущую политику. Например, часто говорим, что у нас живут 130 национальностей. Однако, мы собираем четыре или пять человек и им в лоб заявляем: «ты чеченец, ты уйгур, ты такой, ты сякой». Вместо того, чтобы сближать, мы отдаляем их, отчуждаем друг от друга. После длительного такого отношения, конечно же, у них появляются ощущения отчуждения, меняется их психология. Усиливается внутренняя независимость, чувство того ,что они отличаются от нас. Это путь, который приведет к распаду». В настоящее время, когда политика Казахстана в области межнациональных отношений требует радикальных изменений, актуальность этих идей и слов не уменьшаются», отметил Саттар Мажитов.
По его словам, за долгие годы совместной работы он ни разу не видел в поведении Зардыхан Кинаятулы негативного или разочаровывающего.
Но это была не просто кротость, конформизм или попытка никого не разочаровать. У ученого была своя позиция и широкий подход к каждому вопросу, – подчеркнул он.
Поездка в Кашмир и слезы ученого
Саттар Мажитов вспомнил о визите в октябре 2008 года в могилу Мохаммада Хайдара Дулати в Кашмир в Индии.
По итогам конференции в рамках культурной программы ученые посетили Гульмарг, один из самых красивых мест на земле. Это место, где в индийском кино показывают природу, исполняются все песни и танцы.
Вдруг я увидел, что Зардыхан Кинаятулы одиноко стоит возле дерева. Когда я подошел к нему, я увидел слезы в его глазах, и он сказал: «Эх, Саке, без вас я бы не до конца понял судьбу наших соотечественников, которые добрались до этих земель и поселились в Афганистане, Иране и Турции. Меня поражает, как им удалось выжить на этих дорогах высокогорья. Я представляю все это. Это большое счастье, – сказал он.
Дух Кашмира вскоре принесли плоды. Были изданы его произведения «Кочевая эпоха» и «Видение».
Идеологический лидер молодых демократов
Профессор КазНПУ им. Абая, доктор физических наук Досан Баймолда говорит: «Прошло почти 40 лет с тех пор, как я впервые встретил Зардыхан ага. «Я знаю его с тех пор, как окончил вуз в Польше в 1980 году и поступил на работу в Академию наук Монголии».
В начале 1990-х годов произошли политические изменения в Монголии, которая варилась в одном казане с Советским Союзом почти 70 лет. Организация «молодых демократов» стала признавать Зардыхана идейным лидером.
По словам Д.Баймолды, в то время, когда в Монголии нарастает политическая напряженность, местная казахская интеллигенция во главе с Зардыханом ага в Улан-Баторе все больше озабочена положением казахов в Монголии и будущим своих детей. Потому что духовное состояние казахов, проживающих в Казахском районе Баян-Ульгий и других регионах этой страны, действительно начало ухудшаться. Для будущих поколений возрастала угроза утери родного языка, традиций и постепенной монголизации.
Вскоре тогдашний глава государства Монголии Ж. Батмонх и политбюро заявили о своей вынужденной отставке по требованию молодых демократов и согласились провести в стране демократические выборы.
В такой тяжелый момент Зардыхан Кинятулы был назначен заместителем премьер министра, а затем и заместителем главы парламента этой страны – Великого народного хурала и был одним из лидеров группы, которая разработала основной закон – конституцию демократической Монголии.
Во время обсуждения проекта конституции было много споров по поводу того, есть ли в Монголии нации не монгольского происхождения и и о том, можно ли считать казахов независимой нацией.
Чуть ранее этого лидеры национальной организации, радеющей за будущее казахской нации в Баян-Улгейском аймаке, требовали «дать автономию аймаку», чем разозлили монгольских националистов в парламенте.
В такой критический момент Зардыхан ага был признан защитником и радетелем за судьбу своего народа, но одновременно с этим и дальновидным политиком, который придерживался демократических принципов. В итоге, учитывая разумные требования казахских депутатов, в конституцию была включена статья, в которой говорилось, что «меньшинствам в Монголии не запрещается преподавать, учиться, проводить культурную и научную деятельность на своих родных языках», – отметил Досан Баймолда.
По его словам, в 1991 году во время обсуждения Закона о труде в парламенте Монголии казахские депутаты, избранные от Баян-Ульгейского аймака, попросили включить в закон статью о том, чтобы казахи могли праздновать Наурыз в качестве национального праздника, что столкнулось сопротивлениями. Тогдашний вице-спикер парламента, доктор наук Зардыхан ага дал объяснение с конкретными научными доказательствами, после чего парламент единогласно одобрил внесение празднования Наурыза в Трудовой кодекс Монголии.
Влияние на миграционную политику
В конце сентября 1991 года правительственная делегация Казахстана прибыла в Улан-Батор для обсуждения вопросов миграции казахов из Монголии.
Как оказалось, Зардыхан Кинаятулы, тогдашний заместитель спикера парламента Монголии, сыграл важную роль в оптимальном урегулировании сложных переговоров с монгольской стороной по вопросу миграции казахов в Казахстан.
Это было связано с тем, что он оказался однокашником тогдашнего президента Монголии Очирбата. В результате выяснилось, что положительное решение было принято после прямого вмешательства главы монгольского государства. Это останется в памяти как признак его неравнодушности к судьбе казахского народа, – считает Досан Баймолда.
Служение науке на родине
Дальнейшая жизнь Зардыхана Кинаятулы была тесно связана с независимым Казахстаном.
Закаң ага, занимавший должности вице-спикера парламента Монголии, заместителя премьер-министра в правительстве, работал также в дипломатическом поприще, был генеральным консулом Монголии в Ташкенте, отвечающим за Центральную Азию, советником посольства Монголии в Казахстане.После завершения этих служб, он решил остаться в Казахстане навсегда. Это было его благородной мечтой на протяжении многих лет, несмотря на его высокие позиции во власти. Он придерживался назидания: «чем быть султаном на чужбине, будь подметкой на родной земле». Закан, таким образом осуществил свою мечту и соединил судьбу своих потомков с исторической родиной, где получил признание как истинный историк.
В 1994 году Зардыхан Кинаятулы переехал в Казахстан и посвятил свою жизнь только научным изысканиям в области истории и до конца жизни он проработал научным сотрудником в Институте истории и этнологии им. Ч.Ч. Валиханова.
Сослуживцы, узнавшие ученого у себя на родине, были поражены его простотой, несмотря на его высокообразованность и большой управленческий опыт страной.
Однажды первый председатель Мажилиса Парламента Казахстана Марат Оспанов сказал о нем: «Мы только начали строить свой новый профессиональный парламент. Нам нужен его опыт парламентаризма. Мы собираемся пригласить его в парламент в качестве советника, – вспоминает Д. Баймолда.
Зардыхан Кинаятулы, один из авторов нового демократического основного закона Монголии, принятого в 1992 году, опубликовал 4 монографии и около 100 научных статей на монгольском языке.
Известный историк-ученый, оставил после себя богатое духовное наследие.
Как отметили в Институте истории и этнологии им. Ч.Ч. Валиханова, «как ученый З.Кинаятулы внес неоценимый вклад в развитие исторической науки Казахстана. Научные труды – «Летопись скорбных лет», «Казахи Монголии», «Последние тюркские племена населявшие монгольское плато», «Кочевая жизнь», «Улус Жучи», «Чингисхан и казахское государство» – представляют собой уникальные исследования исторического прошлого Великой Степи и монгольского наследия».
Ученый не оставался равнодушным к текущим политическим, социальным, культурным, историческим событиям в стране, а также к проблемам соотечественников за границей и их миграции. Как патриот, он давал интервью и публиковал в казахстанской прессе многочисленные статьи по этим вопросам, которые вызывали беспокойство у большинства.
Говоря о вкладе Зардыхан ага в историю Казахстана, в монографии «Казахское государство и Джучи-хан» и в труде «История казахской государственности» он сделал новое предложение о том, что историю казахской государственности следует рассмотреть с эпохи Ак Орды, которая была основана во время Джучи-хана, расцвел в эпоху Урус хана. Такое мнение хотя высказывали историки К.А. Пищулина, Н.Н. Мингулов и Манаш Козыбаев, они не провели всестороннего анализа истории Ак Орды.
Зардыхан Кинаятулы впервые проанализировал историю государственности Ак Орда на монографическом уровне и внес неизмеримый вклад в историческую науку Казахстана, добыв свежие данные. Хотя мнение ученого о том, что Ак Орда была первым казахским государством, пока официально не принято, оно вызвало новый идейный, методологический и познавательный прорыв среди историков. Сотни новых данных впервые вошли в научный оборот. Это и есть значительный вклад историка Зардыхана Кинаятулы в историю Казахстана, – заключает Досан Баймолда.
Человек, покоривший две высоты
Калыбек Кобландин, который много лет был послом Казахстана в Монголии, рассказывает:
Если мы посмотрим на жизненный путь Закан ага, то увидим, что он покорил две вершины. Его первая вершина — это политическая карьера, его общественная деятельность в Монголии.
Как сообщили в институте истории, с 1975 г. по 1987 год Кинаятулы был секретарем центрального комитета профсоюзов Монголии, в начале 1990-х его назначили заместителем главы правительства и заместителем председателя парламента МНР. После внутриполитических изменений в стране, вызванных падением коммунистической системы, З. Кинаятулы принял участие в строительстве новой Монголии. Он участвовал в разработке Новой Конституции страны, которая была принята 13 января 1992 года, и также заложил правовые основы политических и экономических реформ в Монголии.
Вспоминая события тех лет, Кинаятулы говорил: «В 1980-1990-х годах мне посчастливилось первым заявить о необходимости, с теоретической точки зрения, новых демократических преобразований для монгольского общества. Сегодня в Монголии никто не может отрицать этого».
Вторая его высота – это его огромные познания в области науки как историка монголоведа и философа.
Зардыхан ага скончался от тяжелой болезни три года назад и был похоронен в селе Раимбек Алматинской области. В декабре 2020 года ему исполнилось бы 80 лет. Имя ученого, оставившего богатое наследие, навсегда останется в сердцах людей, – отмечает представитель Всемирной ассоциации казахов Ботагоз Уаткан.
Участники конференции предложили назвать именем ученого улицу в Алматы. Также назвали его «Лидером диаспоры», так как никто из зарубежных казахов такой карьерной высоты нигде не занимал.
Начало изучения наследия тюркского мира и роли тюркских государств в истории Евразии
По данным Институт истории и этнологии им. Ч.Ч. Валиханова, научные публикации ученого в этот период можно условно разделить по следующим проблемам: Отечественная история, всемирная история, источниковедение и историография, история личностей, этнография, история государственности, политология, диаспорология, теория и методология истории. Главное, что он стал пионером, новатором, исследователем, признанным всей тюркской общественностью.
Но несомненно то, что Кинаятулы открыл новые направления в исзучении политической истории монгольcкого и постмонгольского мира – история имперской традиции, заложенной Чингисханом, наследие Джучи хана, истоки казахской государственности и деятельность казахских правителей, выдающиеся персоналии тюркского мира. Он высоко оценивал вклад востоковедов – А. Левшина, В. Бартольда, Л.Гумилева, К. Нурпеисова, Бянбын Ринчина, Зайсанова – в изучение кочевых обществ и государственых образований.
Учитывая важность поднятых на конференции научных проблем, принимая во внимание специфику роли каганатов и улусов в истории Евразии, подчеркивая огромный вклад З.Кинаятулы в изучение средневековой истории Великой степи, участники конференции приняли следующую резолюцию:
- В связи с подготовкой празднования 1570-летия со дня образования Тюркского каганата (2022 г.), который стал основой последующих государств на всем пространстве Великой степи, разработать научные проекты для грантового финансирования исследований, направленных на изучение историко-культурного наследия тюркского мира и роли тюркских государств в истории Евразии;
- Институту истории и этнологии им. Ш. Ч. Валиханова усилить реализацию совместных научно-исследовательских работ с ведущими мировыми научными центрами по изучению исторического наследия тюркского мира;
- Продолжить изучение научного наследия З. Кинаятулы на уровне магистерских и докторских диссертаций, усилить работу по изданию избранных трудов ученого, а также включить в план работы проведение ежегодных научных мероприятий, посвященных вопросам степной цивилизации;
- Включить в концепцию развития Отечественной исторической науки и исторического образования на 2021-2030 годы компоненты, показывающие преемственность и непрерывность наследия тюркского мира, отражающие влияние исторических процессов, происходящих на территории современного Казахстана на все Евразийское пространство.
Автор: Толеген Жанбота