О важности гармоничного объединения традиционных ценностей с современными культурными нормами на втором заседании Национального курултая в июне 2023 года говорил Президент страны Касым-Жомарт Токаев. В Атырау несколько лет действует Центр современной культуры YEMAA, с директором которого, Маликой Уразгалиевой, побеседовали в рамках семейного фестиваля PRO.NRG FEST 2024, передает Toppress.kz.
– Малика, на открытии фестиваля Вы рассказывали, что используете принцип взаимодействия искусства и науки. Поясните подробнее, что это означает?
– Речь идет о программе «Резиденция», которая выстраивается на стыке нескольких дисциплин, в частности, современного искусства и науки.
Это период, когда мы в буквальном смысле художников вырываем из их бытовой рутины и погружаем в период творчества. Когда они приезжают в западный регион, в Атырау, где находится наш Центр, и погружаются в научный, академический, практический контекст через лекции, через внутренний нетворкинг, обмен опытом, получая насыщенную, интересную научную и учебную программу.
То есть они выезжают в экспедиции по Атырауской области, проводят эксперименты, лабораторные исследования. И весь этот опыт, получивший в период самой резиденции, они закладывают как база к выставке.
В этом году темой нашей резиденции было погружение в большие данные и большие воды. Третий год подряд мы поднимаем вопросы воды, потому что в западном регионе он особенно важный. О том, что этой проблеме необходимо уделить особое внимание, говорил неоднократно Президент страны, Касым-Жомарт Токаев. И текущей весной в результате паводков мы также в очередной раз убедились в ее актуальности.
Путем художественного исследования, подхода через Contemporary Art (Современное искусство), мы решили переосмыслить наши практики использования водных ресурсов. И показать тем самым, что современное искусство сегодня – это не только про красивое, про картины и фотографии. Современное искусство может анализировать ситуацию, рефлексировать, и оно также может предлагать пути решения данных ситуаций через образование, через практические учебные научные исследования.
Очутившись в «Резиденции», художники создают выставку. В этом году выставку курировала мексиканская художница Лаура Родригез, которая является междисциплинарной художницей, она работает в биоарте в Амстердаме. Уже второй год она приезжает в Казахстан, сама погружается в контекст и, конечно, помогает погрузить в контекст всех художников и всю команду. Она показала, как вода меняется на уровне микроорганизмов.
И вот в этом году выбрана тема Fluid Futures, которая означает что-то обтекаемое. К примеру, обтекаемое будущее, и оно может звучать очень мягко-фигуративным, что можно представить как мираж, и в то же время это то, что постоянно подвергается изменению.
Мы предлагаем в выставке каждому гостю, переосмыслить и немножко подглядеть в наше будущее об экологии, в наше будущее о водных ресурсах и, может быть, сегодня уже задуматься, что мы хотим сегодня поменять, чтобы завтра сохранить то, что у нас сейчас уже есть.
– А как все начиналось, какова предыстория этого проекта?
– Самую первую резиденцию мы задумывали больше с фокусом на изучение границ человека, границ города, потому что Атырау – это город, который не имеет каких-то больших четких границ из-за того, что это вахтовый город.
Люди в нем живут временно, и нет такого понимания, чтобы приехать в этот регион, пустить свои корни, и выстроить границы, условно, своей семьи, своей компании. И нам стало интересно этот момент изучать, ведь приезжает много экспатов, иностранных компаний пусть на 10 лет, или на 16 лет, но все равно на какое-то ограниченное время.
В конечном счете, пока шел учебный процесс, пока ребята исследовали регион и выезжали в экспедиции в Мангыстау и по всей Атырауской области, они пришли к выводу, что самой мощной линией в западном регионе является водная артерия. Река Жайык, то есть река Урал, которая несет очень много в себе составляющих аспектов в целом всей жизни в регионе, начиная от культурных, сколько песен, стихов, посвящено Жайыку, и заканчивая экономическими, экологическими и политическими вопросами.
И тогда мы поняли, что тема воды остро стоит, и нам хочется изучать эту тему. В прошлом году, например, мы изучали эту тему через мифологию и био-арт.
То есть мы вместе с ребятами учимся, и мы увидели совершенно иной мир.
Мы увидели, как много всего мы игнорируем в нашей бытовой, ежедневной жизни. И в этом году, когда случились паводки, Атырау – один из тех регионов, который больше всего пострадал. Мы поняли, что мы не должны игнорировать эту тему, советовались с нашими партнерами, обсуждали, что это очень такая чувствительная тема, она до сих пор еще не пережита, она до сих пор еще очень резко воспринимается теми, кто сильно пострадал.
И тогда мы взяли на себя ответственность сказать, что тему воды можно переосмыслить через художественный подход. Но художественный подход становится четким и конкретным, когда синтезируется с наукой, потому что это уже четкие исследования.
И таким образом мы пригласили специалистов, которые занимаются, например, анализом данных по работе с водой, а также вопросами очищения воды и поднимают вопросы урбанистического характера, какие можно использовать приемы и проекты для того, чтобы Жайык очищался.
– Они внедряются на практике?
– Мы в большей степени пока двигаемся самостоятельно, и больше с фокусом именно через искусство. Я считаю, когда государственные структуры, в том числе от акиматов, действительно начнут внедрять и предпринимать конкретные четкие действия, они обратятся к нам. И на тот момент у нас уже будет опыт, исследования, знания, которые мы сейчас развиваем и подсвечиваем через нашу деятельность.
– Работаете ли Вы над проектами, которые позволяют очищать воду?
– Да, мы работаем по ним. К примеру, биодизайнер Дана Молжигит вместе с командой Ancient Futures сосредоточена на интеграции биологии в дизайн и архитектурные проекты. Она изучает преимущества выращивания водорослей и работает над тем, как создать собственный биореактор.
Мы работаем со многими очень интересными, креативными исследователями, с которыми делаем немало открытий.
– Это как раз подтверждает тезис Президента, который он высказал на втором заседании Национального курултая о том, что «какие-либо ценности невозможно внедрить специальным указом или законом. Различные концепции и доктрины без простых и понятных оснований имеют искусственный характер и обречены на провал. Становление любой жизнеспособной, устремленной в будущее идеологии – всегда результат совместного поиска государства и общества». Расскажите о главной миссии вашего центра.
– Мы занимаемся продвижением, развитием современной культуры, современного искусства в западном регионе, работая с музыкантами, художниками, театралами, писателями, и в целом с людьми, чей опыт и профессиональная деятельность соприкасаются. В том числе это историки, этнографы, мифологи.
Президент часто говорит о необходимости развития ответственности со стороны предпринимателей. И наш центр был основан три года назад в городе Атырау именно по инициативе местного бизнесмена. У него есть свой основной бизнес, который занимается Facilities Management – это как управление вахтовых посёлков. Он проводит много городских мероприятий – фестивалей, марафонов, спортивных забегов. И наш центр является одним из его крупнейших векторов проявления.
Мы работаем с молодежью, с местными креаторами. Мы очень много приглашаем в целом интересных личностей со всего Казахстана для того, чтобы обмен опытом проходил именно локально в регионе, чтобы люди погружались в повестку Атырауской области. Атырауские креаторы живут в своей повестке, своими категориями, в своей ментальности, и готовы делиться и показывать это на всю страну.
– А что представляет собой центр? У вас есть отдельное здание или вы арендуете помещение?
– У нас есть свое отдельное здание общей площадью около 250 квадратных метров. Это мультидисциплинарное, открытое пространство, которое работает каждый день с 10 утра до 10 часов вечера, без выходных.
На территории у нас есть выставочное пространство, и мы закрываемся только в дни монтажа, например, когда открывается новая выставка, или, например, когда наша команда задействована в других мероприятиях. Это редкие случаи, когда мы закрываем центр.
У нас есть небольшой магазин, в котором мы выставляем книжную продукцию, изделия местных мастеров. Кроме того, мы выставляем книжную продукцию, например, в этом мы взаимодействуем с Центром современной культуры Tselinny из Алматы. Это региональная институция, задача которой состоит в поддержке и укреплении локального интеллектуального и художественного сообщества путем выстраивания диалога на территории Казахстана и шире – Центральной Азии.
У них есть целинный паблишинг, то есть своё издательство, которое переводит книги, пишет их, плюс мы создаем небольшие принты, фотографии.
– Вы делаете основной упор на проведение выставок?
– Мы понимали, что аудитория в такой формат будет заходить впервые, поэтому мы создали кофейню и такое выставочное пространство, которое мы можем делить при помощи модульных систем, то есть открывать посадку на 200 человек, это если мы проводим концерты, или выстраивать лабиринты из модульных стен, если мы проводим выставку.
За три года мы провели около 2000 различных мероприятий. Каждый день у нас что-то происходит: мы открываем выставки, проводим лекции, встречи, презентации, концерты, небольшие театральные постановки местных ребят, атырауских актеров.
– Ваши двери открыты для всех желающих или у вас есть какая-то своя фокусная аудитория?
– Для всех желающих. Для всех, кому интересна культура, искусство. Ежедневно приходит молодежь, ребята в возрасте 14-18 лет. Ну, также у нас есть, например, мероприятия, на которые собирается аудитория 35+, 40+.
Например, на одну из лекций Зиры Наурызбаевой у нас собралась аудитория 45+. И для нас она была совершенно новой и интересной. В Атырау хорошо работает сарафанное радио, так как это небольшой город. Такой инструмент классно работает, и информация быстро расходится.
Кроме того, есть комьюнити инженеров-нефтяников, которые состоят из специалистов компаний ТШО, NCOC. Информация о деятельности центра касается всех поколений, и все могут найти для себя что-то интересное.
– Если ваша главная задача – популяризация искусства, то как вы измеряете свои результаты?
– Качеством проектов, которые мы проводим. Например, «Резиденция» – это один из наших флагманских проектов, автором которого является Асель Ахметжанова. Она является соосновательницей центра и занимается всей его выставочно-образовательной деятельностью.
На мне больше финансовые и продюсерские вопросы.
Когда мы задумывали «Резиденцию», мы понимали, что этот проект на перспективу. Ежегодно в резиденции принимают участие от 5 до 7 художников, которые получают крутой концентрированный профессиональный опыт благодаря кураторам, благодаря лекторам. И во временной перспективе каждый начинает «выстреливать» в своем тайминге.
Есть художники, которые, например, сменили направления, в которых они работают. А некоторые из них принимали участие в больших международных проектах в Стамбуле, в Корее.
Например, в первой «Резиденции» у нас была художница Алтынзер Ашыкбаева. Она сама в городе пытается продвигать культуру, инициирует открытие небольших пространств при торговых центрах, при жилых комплексах. После этого была приглашена в участие в Стамбульской выставке.
Также у нас есть художники, например, с прошлой «Резиденции» Никита Савостьянов, Айна Жекебатыр, которые принимали участие в образовательном проекте «Целинный» в Алматы.