Замечательный казахстанский писатель, поэт и философ Ауэзхан Кодар занимался исследованием гендерной культурологии в применении к кочевой культуре. И, по его мнению, подкрепленному научными фактами, женщине-казашке (да и вообще любой женщине – наследнице кочевой культуы) изначальна чужда радикально-экстремисткая культура «девушек в черном».
«Для кочевой культуры древности было характерно особо почтительное отношение к женщине. Традиции материнского права определили социальные основы многих кочевых государств мира. Мифологическое сознание номадов сформировало представления о лунной (женской) и солнечной (мужской) сущности правящих династий, родов, племен. Как известно, первыми прародителями эстетики и культуры кочевья были скифы, в последующем их наследниками стали гунны, тюрки и монголы. <…> И в самом деле, женщины Степи отличались от женщин других восточных народов тем, что обладали гораздо большей независимостью и свободой, зачастую принимая непосредственное участие в судьбоносных решениях народа. Степь родила такие типы женщин как подруга-соратница, советница хана, родоправительница, женщина-острослов, и, наконец, женщина-воин. При этом поразительно, что у кочевников не предусматривались женщины для развлечений. По степному кодексу чести соплеменница могла стать в будущем только женой. Величайшим уважением к женщине преисполнены создатели казахского эпоса. Там женщина ценится наряду с конем и оружием. И самое интересное, она персонифицируется как ум батыра, его интеллектуальная изворотливость, в то время как сам батыр изображается эдаким простодушным буяном, которого всегда следует направлять и поддерживать».
Так и сотрудники павлодарского Центра анализа и развития межконфессиональных отношений, проводя работу с девушками, объясняют им, насколько шире их предназначение и сама жизнь, чем то, что им могут предложит радикальные религиозные организации. Гульназ Раздыкова, директор Центра, рассказывает:
«Встречаясь с нашими подопечными стараемся давать консультации, направлять их, разъясняя, какой должна быть девушка, женщина, воспитанная на семейных традициях и ценностях, сложившихся веками. При этом стараемся донести, что женщина является не только хранительницей очага, но и занимает в обществе активную гражданскую позицию, принимает участие в развитии социальной, культурной, экономической и даже политической жизни страны.
К сожалению, в своей деятельности мы довольно часто сталкиваемся с проблемой вовлечения молодых девушек в нетрадиционные, деструктивные религиозные культы. Из-за проникновения данных культов в нашу страну возникла опасность нарушения национальной ментальности».
Основной причиной выпадения девушек из общества вследствие их вступления в радикальные группы, по мнению Гульназ Раздыковой является закрытость некоторых из них, отсутствие способности к адаптации в современном мире и веры в собственные силы. Не менее пагубно влияет на них и несформированность своего личного мнения, уязвимость и доверчивость. Адепты нетрадиционных и радикальных религиозных объединений, будучи отличными психологами сразу же чувствуют неуверенность в девушках, и играя на их эмоциях, вербуют в свои группы. А далее уже грамотно манипулируют сознанием доверчивых девушек, забивая их головы псевдорелигиозными догмами и диктуют свои правила. В результате девушки углубляются в опасные культы, теряя связь со своей семьей, близкими и друзьями – всеми теми, кто мог бы им помочь. Забываются корни, культура, традиции – словом, все те важные ценности, сформированные многими поколениями. Специалисты проводят колоссальную по сложности работу, чтобы вернуть завербованных девушек в семью и общество в целом, возвращая им утраченный интерес к полной и свободной жизни.
Проводимая Центром работа натолкнула его директора на мысль о создании клуба современной мусульманской девушки, и в октябре 2017 года в Павлодаре открылся такой клуб под названием «Инабат». Два раза в месяц с девушками проводятся мероприятия для их социализации и адаптации в современном обществе посредством воспитания и обучения их на основе национальных традиций. Как говорят и руководители клуба, и сами участницы, каждая встреча для них – неповторимое событие, полное радости и новых знаний.
«Согласно положению о клубе его участницей может стать любая девушка, соблюдающая каноны ислама. Но, безусловно, больше внимания уделяем девушкам, придерживающимся нетрадиционных течений. Ведь они больше всего нуждаются в человеческом участии. Все больше убеждаюсь, что в основном, это не плохие, а хорошие, душевные девушки. Зачастую, оказавшиеся в сложной жизненной ситуации, в поисках истины попавшие в сети культа. Они находятся в замкнутом кругу, откуда самостоятельно выбраться очень сложно», – рассказывает Гульназ Раздыкова.
В клубе «Инабат» успешно прошло несколько мастер-классов – например, по выпечке тортов и мехенди (роспись тела хной). Тихий и домашний характер таких мероприятий позитивно влияет на участниц, а их разплановость расширяет их кругозор, что очень важно для руководства клуба. В планах на будущее – занятия в бассейне, восточные танцы, шитье лоскутного одеяла (курак корпе), а также встречи с психологами и теологами, чтобы полученные результаты были закреплены квалифицированными специалистами.
«Каждая наша встреча – это шанс достучаться до их (девушек – прим.ред.) сознания. И когда это получается, получаю просто огромное удовольствие. Верю, что каждая моя «девушка в черном» наконец освободится от темноты невежества и вернется к нормальной жизни», – сказала в заключение Гульназ Раздыкова.