О том, согласно каким методам и правилам следуют агенты вербовки для пополнения рядов деструктивных религиозных организаций, с корреспондентом Toppress.kz поделился эксперт в области религиоведения, арабист, бывший сотрудник РГУ научно-исследовательского аналитического центра по вопросам религии, специалист в области ислама и исламских религиозных течений Марлен Муслимов.
Схема вербовки людей в ряды деструктивных организаций развита по форме и методам, которые идентичны в различных религиозных организациях деструктивной направленности.
После ужесточения норм по проведению незаконной религиозной пропаганды на территории Казахстана, вербовать прихожан в мечети просто так уже не получится, потому что за такую деятельность предусмотрены как административная, так и уголовная ответственность. Последнее, конечно же, только в случае если активность вербовки исходит от запрещенной в Казахстане деструктивной организации. Поэтому, во избежание конфликтов с властями, большая часть этих организаций переместилась в виртуальный мир, – отметил он.
Как сообщил Марлен Муслимов, представители деструктивной идеологии вербуют людей в сети, на различных интернет форумах, мессенджерах, в группах и пабликах социальных сетей, тематика которых хоть как-то соприкасается с религией и наоборот, где тема религии отсутствует в принципе.
Особо отмечу, что активность деструктивных организаций в сети наиболее актуальная в мессенджерах, таких как Telegram, Whats`app и другие, поскольку они защищеннее, нежели простые интернет сообщества. Поэтому именно через мессенджеры наращивается больший темп вербовки. Сейчас ДРО организовывают свою работу в основном с помощью Facebook, Twitter, Вконтакте, Одноклассники. Особенностями сообществ, которые они создают, являются подразделения согласно тональности и степени радикальности. Допустим, те же представители салафизма, могут создать «ванильную» группу или паблик, где публикуются только различные фотоизображения, картинки и так называемые статусы, обычно это цитаты из Корана, что такой-то имам, сказал так-то, надо этому высказыванию следовать. Это первый этап вербовки, – пояснил наш собеседник.
По словам нашего эксперта, после того, как пользователи подписываются на паблики, группы, вступают в сообщества, ставят "лайки" на публикации и делятся контентом, следует второй этап вербования.
По мере того, как пользователи потребляют публикуемый контент, администраторы данных сообществ начинают делиться ссылками на другие паблики и страницы, делают репосты их публикаций. Эти группы распространяют контент сдержанного, но более навязчивого религиозного характера. Там уже имеются аудиозаписи, видеоматериалы, а цитаты на фотоизображениях гораздо требовательнее, чем в "ванильных" пабликах. Текст таких цитат чаще всего выглядит так: "держись за этих и сторонись тех"; "если ты истинный мусульманин совершай намаз, без него никак нельзя" и все в таком роде. В этих группах, также публикуются рекомендуемые администраторами ссылки на еще более радикальные сообщества, где афишируются примеры правильных поступков и навязывается мнение о неверных мусульманах (кафирах). Таким образом, у пользователей формируется другое мировоззрение, редактируется их образ мышления, – добавил он.
Наряду с этим, специалист в области религиоведения подчеркнул, что задача вербующих вызвать интерес к своим материалам, поэтому им нет необходимости вести живой диалог со своими жертвами.
Дело в том, что природа человека такова, что он всегда стремится к тому, к чему проявляет свой интерес. Таким образом, он подписывается на религиозный паблик, потребляет их контент, углубляется в «жизнь» сообщества, слушает онлайн лекции идеологов, погружается в изучение так называемых проповедей – это третий этап. Такие проповеди обычно являются ответами идеолога на вопросы пользователей-последователей, а записанные аудио и видеоматериалы с проповедью сливаются в сеть. Прослушивающий информацию человек начинает мотать на ус новые знания, которые как он думает, помогут в решении каких-то конфликтов и проблем. Таким образом, можно сделать вывод, что эти люди слишком безграмотны, чтобы видеть и понимать разницу. А их безграмотность объясняется тем, что они черпают знанию о религии не из книг, не из учебных организаций и официальных представительств, а из лекций в интернете, где неизвестно кто пропагандирует радикализм. Соответственно, искаженный контент который поглощают пользователи деструктивных сообществ, формирует иное религиозное мировоззрение, – отметил наш собеседник.
По словам специалиста в области ислама и исламских религиозных течений в Казахстане проводится активная работа по борьбе с деструктивными религиозными организациями, чья деятельность захватила интернет.
Государством и другими социальными институтами принимаются контрмеры. Во-первых, это блокировка радикального контента, здесь хотелось бы отметить, что в стране сейчас активно внедряется киберщит Казахстана, одной из ключевых задач которого, является как раз таки блокировка запрещенного контента. Во-вторых, чтобы разрешить проблему распространения ДРО в сети, нужно как можно больше поддерживать опубликование официального, конструктивного и достоверного учения. В-третьих, необходимо усилить отечественное религиозное образование и контроль над деятельностью религиозных объединений, то есть применять комплекс мер по решению данной проблемы, который набирает обороты в Казахстане, – подытожил Марлен Муслимов.