Ермек Турсунов продолжает публиковать заметки из нового цикла «Возвращение домой» о казахских обычаях, традициях, обрядах и ритуалах, пишет Ratel.kz.
Как только женщина благополучно разрешалась от бремени, ребенку следовало придумать имя. Дело это, как вы сами понимаете, серьезное и весьма ответственное. Не зря же говорят – как корабль назовешь…
И тут надо сделать оговорку. Все мы знаем, что каждой эпохе соответствуют свои имена. У каждого периода свой актуалитет. Но есть у меня на этот счет «одно сомненьице»…
Видите ли, в чём дело. За всё то время, что я прожил среди моих единокровцев, мне приходилось иной раз сталкиваться с такими ситуациями, от которых потом кругом голова.
Я имею в виду имена. Казахи по этой теме выдумщики редкие. Надо ли говорить, что в этом негласном турнире мы впереди планеты всей. Мало кто может сравниться с нашими доморощенными криейторами.
Посудите сами. История вопроса имеет глубокие корни и уходит во тьму веков.
В старинном народном эпосе «Қобланды батыр» есть персонаж по имени Көтібар. Переводится буквально – «У него есть задница». То, что с этим предметом у Көтібара всё в порядке, видно было и так. Но почему его так назвали? А смысл в том, что у всякого джигита, грубо говоря, «должны быть яйца». А у батыра тем более. Вот и назвали. Просто заменили одно на другое: яйца на задницу. Мне кажется, что замена вполне адекватная.
Был и другой персонаж, реальный, – знаменитый батыр Көтібар Бәсенұлы. Участник народно-освободительного восстания под руководством Срыма ДАТОВА.
О нем упоминал еще в своей пьесе «Айман-Шолпан» Мухтар АУЭЗОВ. Надо полагать, его назвали в честь того батыра – из эпоса. Посыл оправдался.
Как я уже однажды писал, казахи издревле называли своих детей неблагозвучными именами еще и для того, чтобы уберечь их от проделок нечистой силы.
Кроме того, младенца «продавали», «покупали», «воровали», «маскировали» и всячески прятали. Его (ее) принято было всячески хулить: «Фу, какой некрасивый», «Фи, какая страшная», «Дрянной мальчишка», «Тьфу на тебя» и т. д.
Бытовал еще способ придумывать «обманные» имена. Такие, чтоб люди не завидовали и демоны не соблазнялись. Из этого я делаю вывод, что казахи не очень долго думали над именем. Даже в поздние времена, поближе к нашим. Какие только не приходилось слышать! Там не то что обычные люди не позавидуют – злые духи остолбенеют.
Ну вот например. Училась с нами на курсе одна девочка. Тихая, прилежная. Все ее звали – Ора. С ударением на первую букву. Ну, Ора и Ора. Мало ли как сокращают имя для удобства. А однажды мне попалась на глаза ее зачетка. Там написано: «МЕНДИКУЛОВА Орындык».
Орындық – это стул. Просто стул. В чем тут тайный смысл, я в замешательстве до сих пор. Наверное, родители решили, что злые духи не покусятся на мебель и оставят ребенка в покое. И в самом деле – зачем им стул?
А что вы думаете насчет Летчиков, Солдатов, Сержанов, Капитанов, Генералов, Маршалов, Талантов, Гениев, Идеалов, Гегелей, Меркуриев, Араратов?..
Неожиданно на слух, не правда ли? Особенно для казахского уха.
Есть целый ряд имен с географическим содержанием. Я лично знал Мадрида, Парижа, Марселя, Памира и Белграда. Сейчас дружу с замечательным человеком по имени Берлин. Обращаюсь к нему уважительно – Берлин-аға, поскольку он старше.
Есть «именные» имена: Сунь-Ят-Сен, к примеру. И целый ряд тематических: Карлмаркс, Лениншіл, Эрнест, Шмидт, Мэлс (Маркс-Энгельс-Ленин-Сталин), Полас(Пушкин-Островский-Лермонтов-Абай-Сабит)…
Моего родного дядю звали Тельман. Хороший был человек. Известный писатель, журналист.
У нас по соседству жил пацан по имени Таран. По той же улице – бабушка Шәйнек-апа. В соседнем поселке жил мальчишка по имени Танк. Отца его звали – Партизан. Получалось вполне себе звучно – Танк Партизанович…
У меня есть в книге «Мелочи жизни» рассказ про чабана по имени Эпизод. Одного из его сыновей, помнится, звали Кадыр, то есть Кадр. В документах пишется – «Эпизод Кадыр-улы».
А сколько мне приходилось слышать про Комбайнеров, Тракторбеков, Колхозбеков, Совхозбеков, Мәскеубаев, Тәшкенбаев, Сайлау (выборы)…
Правда, все они нынче постарели и перестали, так сказать, соответствовать эпохе. Нынче пошли другие имена. Миллионер, например. Чем вам не имя? Красиво же! И заманчиво.
– Девушка, можно с вами познакомиться? Я – Миллионер…
Любая остановится.
Правда, Миллиардера я пока еще не встречал. Олигарха тоже. Но, как говорится, еще не вечер.
Есть имена политически выдержанные. К примеру, Саммитхан. В честь, сами понимаете, кого. Вернее, – чего.
БЕЛЬГЕР мне говорил, что слышал от кого-то имя Влавлапут – Владимир Владимирович ПУТИН. Может быть, и есть такой, но что-то я сомневаюсь, что обладатель такого шикарного имени – казах. Хотя, вы знаете, если подумать – нечистая от такого имени точно шарахнется в сторону.
Нынче на них даже СТАЛИН не так действует. Если следовать подобной логике, то можно как вариант использовать имя Влаволжир. Ну, сами понимаете, кто за ним стоит. Тогда-то уж демоны вообще забудут дорогу в ваш дом. А может, наоборот, почувствуют своего?..
Теперь о родном и наболевшем.
Согласно данным комитета статистики Миннацэкономики РК, сейчас в Казахстане проживают 31 810 человек с именем Нурсултан. Из них девять человек родились очень вовремя, а именно 16 декабря 1991 года. Именем первой леди Казахстана – Сара – названо 3 512 девочки…
Имя Елбасы в стране носят 35 человек. Девять казахстанцев нарекли именем Нұротан, 11 человек – Нұрлыжол, и еще 53 живут с именем Бәйтерек. Еще трое носят имя Мәңгілік и двое – Ақорда. Уникальное имя Атазаң в Казахстане носит один человек. Я лично ему завидую.
Что думают по этому поводу злые духи, ученые пока выясняют. Говорят, некоторые хитро улыбаются. Не ученые – а духи. Видимо, они озадачены.
И, наконец, про совсем недавнюю историю.
Звонит мне как-то БЕЛЬГЕР. Говорит:
– Представляешь, тут один казах из Талдыкоргана хочет назвать своего сына моим именем. Просит разрешения. Что думаешь?
– А что тут думать? – отвечаю. – Чем ваше имя хуже Нурсултана?
– Не знаю, – сомневается Гера-ага, – но как-то корявенько звучит. Сам посуди, что это за казах с древнегерманским именем?
– Замечательный казах, полагаю! Всякие были, но такого точно еще не было. Пусть будет!
– Ты так считаешь?
– Ат-твечаю. Пусть всегда будет Бельгер.
И гера-ага разрешил. Так на свет появился мальчик по имени Герольд Өтемұратұлы.
Но на этом история не заканчивается. Через два года у Герольда появился братик и счастливый отец снова связался с Гера-ага. Попросил разрешения назвать второго сына Бельгером.
Гера-ага глубоко замолчал, потом почесал в затылке, тяжко вздохнул и… разрешил. Теперь в Талдыкоргане живут два брата – Герольд и Бельгер. Наверное, уже подросли. Интересно, как они своих детей назовут?