Как известно, формула эффективного государственного управления, выдвинутая Президентом страны Касым-Жомартом Кемелевичем ТОКАЕВЫМ состоит из трех составляющих «сильный Президент – влиятельный Парламент – подотчетное Правительство».
В рамках конституционной реформы существенно обновились принципы формирования и работы законодательного органа страны, расширились его полномочия. В то же время влияние Парламента напрямую зависит от того, насколько активно и эффективно пользуются депутаты правом законодательной инициативы, насколько качественные законы готовятся в высшем представительном органе страны. Содействие депутатам в реализации законодательной инициативы, подготовка качественной экспертизы законопроектов – это миссия Института парламентаризма при УДП РК, с директором которого Канатбеком Бейсенбековичем, передает Toppress.kz.
– Канатбек Бейсенбекович, расскажите нашим читателям о деятельности Института парламентаризма. Когда он был создан? Каковы цели и задачи его деятельности?
– Напомню, что идея создания при Парламенте структуры, которая способствовала бы повышению качества законов, прозвучала в Послании Главы государства Касым-Жомарта Кемелевича Токаева от 2 сентября 2019 года.
Институт парламентаризма был создан в декабре 2020 года. Основная цель его работы – содействие законодательной деятельности Парламента, повышение ее эффективности. Для этого мы анализируем законодательство на предмет эффективности и разрабатываем научные концепции развития казахстанского законодательства. Первоочередная задача Института – содействие в реализации депутатами права законодательной инициативы.
С этой целью разработан План работы по взаимодействию между Институтом и Мажилисом Парламента РК. В него включены законопроекты, которые должны быть разработаны в течение этой сессию. Также мы предоставляем аналитические справки и информационно-справочные материалы к законопроектам, принятым Мажилисом в работу.
Так, с начала первой сессии Парламента VIII созыва, то есть фактически с апреля этого года, Институт совместно с депутатами разработал 15 законопроектов. Это большой и кропотливый труд.
Кроме того, подготовлены и направлены в Мажилис 35 экспертных заключений по законопроектам, находящимся на рассмотрении Палаты. В том числе 22 заключения на инициированные депутатами законопроекты и 13 экспертных заключений на законопроекты, внесенные Правительством.
Также в настоящее время Институт усиливает взаимодействие с Сенатом. Эта работа реализуется на площадке Проектного офиса Сената. Целью Проектного офиса является построение и координация проектно-ориентированной системы управления в Сенате. Руководство Института входит в постоянный состав Проектного офиса.
В рамках взаимодействия с Проектным офисом Сената Институт принимает активное участие в продвижении судебной реформы. Создана рабочая группа по разработке изменений и дополнений в Конституционный закон РК «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан», а также поправки в некоторые законодательные акты по вопросам реформирования судебной системы и совершенствования процессуального законодательства. На сегодняшний день состоялось 20 заседаний рабочих групп, которые проходят с участием Института парламентаризма и юридического сообщества.
– Не могли бы вы рассказать, над какими законопроектами работал Институт в течение первой сессии Парламента VIII созыва?
– Как я уже упомянул Институт разработал 9 законопроектов, входящих в План работы по взаимодействию между Мажилисом и направленных на решение наиболее важных социально-экономических проблем нашего общества и государства. Стоит отметить, что ориентиром при формировании этого перечня служат поручения Главы государства, содержащиеся в его ежегодных посланиях народу Казахстана, а также других выступлениях.
Как известно, разработка новых законопроектов зачастую сопровождается внесением поправок в другие законы, связанные с разрабатываемыми. Поэтому кроме 9 законопроектов, предусмотренных Планом, Институт разработал еще и шесть так называемых «сопутствующих» законопроектов.
На сегодня Институт завершил работу над рядом проектов законов по вопросам науки, образования и наставничества, игорного бизнеса, ответственного обращения с животными и ряда других.
При этом законотворческая функция Института этим не ограничивается, в течение первой сессии Институт подготовил предложения и замечания к правительственным законопроектам. Особо хотелось бы выделить законопроекты по вопросам организации дорожного движения», «О местном самоуправлении в Республике Казахстан», «Об онлайн-платформах и онлайн-рекламе» и сопутствущие законопроекты. Эти документы имеют большую общественную и политическую значимость. Институту удалось добиться, чтобы некоторые из этих законопроектов были доработаны с учетом наших замечаний.