Экономист Алмас Чукин в своём посте в Facebook рассказал о текущей макроэкономической ситуации в Казахстане, а также о глобальных трендах, способных повлиять на экономику страны. По его мнению, инфляционные риски сохраняются, но внешние факторы, в частности, ценовая война в Китае, неожиданно помогают сдерживать рост цен в Казахстане, передает Toppress.
По итогам очередного заседания по денежно-кредитной политике, Национальный банк Казахстана сохранил базовую ставку на уровне 16,5%. По словам Чукина, это можно считать хорошей новостью, поскольку в условиях ускоряющейся инфляции Центробанк мог бы пойти на её повышение. Вместо этого регулятор ограничился ухудшением инфляционного прогноза: теперь возвращение в целевой коридор (5,5–7,5%) ожидается только к 2027 году. В 2025 году инфляция, согласно обновлённым прогнозам, составит 10,5–12,5%, а в 2026 — 9,5–11,5%.
Для сравнения Чукин приводит политику Центрального банка России, который при сопоставимом уровне инфляции держит ставку значительно выше — 20% (после недавнего снижения с 21%). Несмотря на укрепление рубля и ослабление тенге (около 510 за доллар), Казахстану приходится импортировать российскую инфляцию через рост цен на товары из РФ.
Положительной новостью, по мнению эксперта, стал и пересмотр прогноза экономического роста Казахстана на 2025 год — с повышением до 6%. Однако Чукин подчёркивает, что этот рост обеспечивается в основном за счёт государственных инвестиций, а не активности частного сектора. Это означает усиление роли государства в экономике и риск усиления инфляционного давления. Частный бизнес, в условиях высокой инфляции и дорогих кредитов, остаётся в стагнации.
Отдельное внимание в посте Чукин уделил ситуации в Китае, которую он назвал по-настоящему новой и необычной. В Поднебесной наблюдается падение цен — дефляция, вызванная замедлением экономического роста, торговыми войнами с США и резким снижением экспортных поставок. На этом фоне китайские производители вступили в разрушительную ценовую конкуренцию, продавая продукцию ниже себестоимости ради сохранения оборота и загрузки мощностей. По словам Чукина, это уже не нормальная рыночная борьба, а своего рода «бои без правил», получившие в Китае название «инволюция».
Экономист рассказал, что один из китайских бизнесменов предложил ему закупить 100–200 электробусов почти даром, лишь бы найти клиента, готового оплатить их в течение года-двух. Заводы не могут простаивать, и производители готовы идти на убытки, лишь бы продукция не залеживалась на складах.
Ассоциация автопроизводителей Китая уже выступила с призывом остановить ценовые войны. Поводом стала акция компании BYD, которая в мае снизила цены на отдельные модели электромобилей на 34% — ниже себестоимости. За ней последовали и другие автоконцерны, что ставит под угрозу устойчивость всей отрасли.