Глава Глобального фонда безопасности дорожного движения рассказал насколько критическая сегодня в Казахстане ситуация, передает Toppress.kz со ссылкой на Today.
О позиции Казахстана в мировом рейтинге дорожной безопасности и предпринимаемых Казахстаном мерах мы поговорили с Д-ром Соэмсом Джобом, Главой Глобального фонда безопасности дорожного движения.
По оценке Вашей организации, насколько критическая сегодня в Казахстане ситуация касательно смертности на дорогах?
Наша организация – Глобальный фонд безопасности дорожного движения использует стандартный подход для каждой страны. Мы используем данные Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ). Последняя статистика ВОЗ по смертности на дорогах по Казахстану – это около 3100 смертей в год. Эти данные 2016 года, сегодня цифры немного ниже – чуть больше, чем 2000 смертей в 2019 году.
Скажите какое место Казахстан занимает в рейтинге стран по дорожной безопасности?
Если мы возьмем расчеты ВОЗ, то это, как правило, число погибших людей на 100 тысяч населения. По последним данным по Казахстану этот показатель равен 17.6 смертей на 100 тысяч населения в год. Казахстан в этом рейтинге находится примерно в середине. Однако, у Казахстана есть большой потенциал для улучшения безопасности на дороге, как страны с самым высоким уровнем дохода в регионе.
Если мы посмотрим на лучшие в мире страны в плане дорожной безопасности, то увидим, что разница в потенциале очень велика. В Швейцарии, Швеции, и даже Сингапуре статистика на уровне 3 смертей на 100 тысяч человек.
Если мы посмотрим на страны с подобными вызовами, как у Казахстана – это огромные территории и низкая плотность населения, тогда Австралия является хорошим примером для сравнения. Австралия имеет менее пяти смертей на 100 тысяч населения.
Источник: Руководство по дорожной безопасности: возможности и вызовы в странах с низким и средним уровнем дохода
Я думаю, большим преимуществом Казахстана является малое количество мотоциклов, при отсутствии таковых вместе с тем это большая возможность улучшения безопасности дорожного движения в стране. Ведь мотоциклы гораздо более опасны, чем автомобили. Если мы посмотрим на страны с хорошей статистикой, то там мотоциклы имеют смертность примерно в 16-25 раз больше, чем автомобили. Казахстан имеет очень низкую смертность среди мотоциклистов.
Смертность в Казахстане в основном касается скоростного режима и пешеходов. Безопасность в транспорте чрезвычайно зависит от того, пристегивают ли пользователи автотранспорта ремень безопасности или нет. Соответственно еще один способ, с помощью которого мы можем улучшить дорожную безопасность в Казахстане – это добиться того, чтобы пристегивались все пассажиры транспортного средства.
Я заметил, что здесь не так часто, как во Франции, например, пристегиваются пассажиры заднего ряда сидений,. В самом Нур-Султане люди пристегиваются, но если вы поедете в другие города или регионы, то там дела обстоят иначе. Порой это стоит множества жизней. Люди не умирали бы и не получали бы травмы так часто при соблюдении простого правила.
Что необходимо предпринять правительству Казахстана, чтобы снизить столь высокий уровень смертности в стране?
Имея показатель в 17,6 смертей на 100 тысяч населения Казахстан стоит где-то в середине рейтинга. Таким образом лучшие страны имеют показатель три смерти, а худшие страны порядка 40 смертей на 100 тысяч населения. Однако одна из причин, почему мы здесь, заключается в том, что правительство Казахстана заинтересовано в улучшении дорожной безопасности. Мы уверены, что здесь большой потенциал для улучшения безопасности, сохранения жизней, и для сокращения экономических потерь. Меры могут быть разные, поскольку дорожная безопасность – это многосторонний аспект и решать его нужно комплексно. Одна из проблем, которую можно решить – это безопасные транспортные средства. Если мы возьмем наименее безопасный транспорт, но, который все-таки разрешен к использованию по своему назначению, против самого безопасного транспорта, прошедшего специальную программу оценки, то разница в шансах навыживаемость при ДТП огромна. Существует программа, которая носит название Глобальная оценка новых автомобилей. Такая программа оценивает новые автомобили и дает оценку от нуля до пяти звезд за качество безопасности. Каждая из этих звезд равна 10 или более процентам в повышении уровня безопасности. То есть это значит, что с машиной, оцененной в пять звезд, у вас на 50 процентов больше шансов выжить. В дополнение к этому, это не только дает возможность выжить, но и получить меньше увечий или травм. Иначе говоря, вероятно вы можете получить травмы в машине с низким уровнем безопасности, и не получить их вовсе в машине с высоким
Я знаю, что в странах Европы ведется большая работа по повышению самосознания у населения. Ведется ли такая работа в Казахстане и вообще нужна ли она нам?
Я думаю нам нужно быть осторожным с мыслью о том, что дорожная безопасность может быть решена путем образования. Успех в европейских странах заключался не в уровне образования, а в снижении лимита скорости. Позитивная динамика наблюдалась в результате соблюдения скоростного режима, а также строгого контроля за его соблюдением с помощью дорожной инфраструктуры. Кроме того, успех зависит и от того, как автомобиль реагирует на скорость. Например, через несколько лет каждый автомобиль, продаваемый в Европе, будет снабжен технологией, которая называется Интеллектуальная адаптация скорости. С помощью GPS-навигации эта система будет знать, где именно и на какой дороге вы находитесь и какой скоростной режим действует на данном участке. . К тому же эта система будет ограничивать водителя от превышения скорости. Подобного рода технологии и подходы обеспечивают непременные позитивные результаты.
Страны с высоким доходом тратили слишком много времени на образование людей, как на решение. И это одна из причин, почему они не преуспевали в дорожной безопасности на протяжении многих лет. Как только мы привнесли систематический подход с учетом не только человеческого поведения, но и уровня безопасности транспорта и дорожной инфраструктуры, ситуация в дорожной безопасности начала меняться. Мы также видим, что это происходит это и в Казахстане.
К примеру, зимой я выезжал за пределы Нур-Султана, чтобы взглянуть на дороги в зимний период, когда они в снегу. На некоторых дорогах имеются барьерные ограждения посередине и с двух сторон по обочинам. Это хорошее техническое решение, потому что оно предполагает, что люди будут ошибаться, но когда они ошибутся, созданная инфраструктура простит им эти ошибки, то есть вероятность гибели или травм гораздо ниже. В случае потери контроля управлением транспортным средством, они не вылетят с дороги в кювет, вместо этого столкновение будет с внутренней стороны барьера, что означает высокую вероятность выживания даже возможно без серьезных травм. Именно так мы должны подходить к этому вопросу, что и делает Казахстан.