В непростых, переломных моментах в общественной жизни Кыргызстана, пережившей не одну, а целых три революции, появляются маркеры старых проблем: под шумок реформ кто-то торопится свести старые счета, кто-то отнимает чью-то собственность или государственные должности. Под замес попадают порой и опытные профессионалы, и состоявшиеся, известные далеко за пределами Кыргызстана отдельные предприятия или учреждения. Похоже, очередь передела дошла до уникального медицинского института ортопедии, известного и в Казахстане. Есть опасность, что из-за волюнтаризма нового министра здравоохранения, уже поспешно закрывшего несколько туберкулезных больниц и даже предлагавшего лечить коронавирус настойкой ядовитых трав, тысячи людей останутся теперь без операций по протезированию суставов, по лечению сложнейших переломов и врожденных болезней суставов, передает Toppress.kz.
Уникальные операции и признание в Казахстане
Страсти вокруг Бишкекского научно-исследовательского центра травматологии и ортопедии (БНИЦТО) разгорелись на прошлой неделе до такой степени, что в столице Кыргызстана состоялись многосотенные митинги протеста против увольнения директора Сабырбека Джумабекова и скорого закрытия института под предлогом реорганизации. На защиту своего доктора-спасителя встали десятки его бывших пациентов, десятки коллег Сабырбека Джумабекова, даже с малой родины светила медицины приехали его земляки; не губить его знаменитый институт просят аксакалы, облаченные многими регалиями заслуженные люди республики. Дело обрело уже характер политического скандала. Между тем, основатель этого учреждения, доктор медицинских наук Сабырбек Джумабеков известен и в Казахстане, удостоен тут многих наград.
Как сообщала в декабре прошлого года газета “Вечерний Бишкек”, за годы существования своего института Сабырбек Джумабеков провел более 3,5 тысяч операций гражданам Казахстана. Одну такую, уникальную операцию, Джумабеков проводил, например, в конце декабря 2019 года в Алматы, когда недалеко от южной столицы рухнул самолет Fokker-100 авиакомпании Bek Air. Около полусотни раненых, не говоря о погибших. Спасал их, на операционном столе, хирург-травмотолог Сабырбек Джумабеков, экстренно приехавший со своей бригадой из Бишкека.
Об еще одном подвиге сообщало агентство BNews, когда Сабырбек Джумабеков удлинил левое бедро пациентке из Шымкента, в результате она вновь обрела возможность ходить без посторонней помощи. В детстве у нее развитие левой ноги отстало от правой на 18 сантиметров. Девушка неоднократно обращалась в алматинский и ташкентский частные клиники, однако никакого эффекта не было. После этого девушка обратилась к кыргызским специалистам. Эту чудотворную операцию Сабырбек Джумабеков провел 27 июня 2014 года. Затем в течение полугода ежедневно проводилась регулировка внешней фиксации. За это время бедро удлинилось до искомой длины, девушка вернулась к нормальной жизни.
Про другие подвиги доктора Джумабекова и вовсе малоизвестно, рекламу себе он не делает. Будучи специалистом в области микрохирургии позвоночника, удлинения конечностей, он прооперировал десятки детей инвалидов и сирот на юге Казахстана совершенно бесплатно. Подвиги Сабырбека Джумабекова по достоинству отмечены в Казахстане, в 2012 году был награжден медалью “За вклад в развитие здравоохранения Казахстана”, в 2013 году был удостоен ордена “Достык”. В 2014 году назначен почетным консулом Казахстана в Кыргызстане. В прошлом году награжден юбилейной медалью “Қазақстан Тәуелсіздігіне 30 жыл”.
Созданный с нуля, но оказавшийся под дамокловым мечом
Сабырбек Джумабеков – автор более 340 научных трудов, из них 61 изобретение и рационализаторские предложения в области травматологии. Первый в Кыргызстане научно-исследовательский центр травматологии и ортопедии открыт в 2004 году. За короткий срок научно-исследовательский центр травматологии и ортопедии стал крупным в стране специализированным клиническим, научным и учебным центром травматологии и ортопедии. В институте работают шесть докторов и 36 кандидатов медицинских наук, 118 врачей, в том числе 41 с высшей квалификационной категорией, которые ежегодно проводят от 12 до 15 тысяч сложных операций в год.
Кроме того, БНИЦТО является клинической базой кафедр травматологии и ортопедии и экстремальной хирургии Кыргызской Государственной медицинской академии, Кыргызского Государственного медицинского института по последипломному обучению и переподготовки врачей, медицинского факультета Кыргызско-Славянского университета и Бишкекского медицинского училища. В настоящее время БНИЦТО состоит в договорных отношениях с 14 ведущими центрами травматологии и ортопедии Германии, Австрии, Польши, США, Китая, стран СНГ о совместном научно-практическом сотрудничестве, подготовке кадров, проведении международных конференций.
Перечислять регалии, научные достижения и научные регалии самого Сабырбека Джумабекова и вовсе излишне. Они известны всем в научном мире, а простые люди знают академика Национальной академии наук Кыргызской Республики просто как хирурга от Бога. Заменой суставов Сабырбек Джумабеков занимается 21 год, а доктором медицинских наук стал досрочно в 30 лет, причем в Москве, где авторитетов науки на мякине не проведешь.
Практически всех пациентов академик помнит поименно, сообщал кыргызский сайт 24 kg в марте 2017 года. В практике хирурга немало интересных случаев. Первый пациент, про которого он рассказал, актриса и стенографистка Айша Карасаева. В 96 лет сломала шейку бедра, через два года получила еще одну травму. После нескольких операций в возрасте 101 года она поехала в город Каракол, центр Иссык-Кульской области, на открытие памятника своему мужу. Известная бывший министр культуры Кулуйпа Кондучалова в 90 лет тоже сломала шейку бедра. Ей заменили сустав, и она прожила еще три года. Перед смертью попросила позвать на похороны доктора Сабырбека и передать ему в подарок рубашки, галстуки. Так по-матерински она отблагодарила врача, который на несколько лет продлил ей жизнь.
Случаи порой впечатлительные. Например, один мальчик-сирота родился со ступнями ног в обратную сторону. Казалось, обречен на адские боли и невозможность ходить на всю жизнь. Доктор Джумабеков спасает мальчика: отрезает ступни и пришивает их на свое место; мальчик потом не только ходит, а вполне нормально бегает и даже играет в футбол.
В пылу волюнтаризма, или где кроется истинная причина
Вновь назначенному министру здравоохранения Кыргызстана Алымкадыру Бейшеналиеву детище Джумабекова каким-то образом не приглянулось, то ли элементарная зависть, то ли безответственность перед тысячами пациентов института, только дело не ограничивается только увольнением его директора. Министр под предлогом “оптимизации” хочет закрыть институт вообще, несмотря на то, что этот уникальный институт появился в свое время на базе полуразваленной станции скорой помощи. Сабырбеку Джумабекову удалось вдохнуть вторую жизнь в это лежавшее на боку типичное постсоветское учреждение, открыв тут ранее не существовавщий институт ортопедии и травмотологии, где проводят тысячи сложнейших операций, возвращают людям радость ходить и свободу действовать своими руками и ногами. Джумабеков, в отличие от некоторых деляг в медицине не стал приватизировать свое детище, оно как зародилось в статусе государственного муниципального учреждения, так и действует, хотя здесь всегда был риск административного волюнтаризма.
Джумабеков не мастер интриг, он только то и делал, что делает сотни успешных, порой уникальных операций в год, параллельно создал свою школу ученых и воспитал немало докторов и кандидатов медицинских наук. Да вот только грянул гром среди ясного, казалось бы, неба. Новый министр здравоохранения Алымкадыр Бейшеналиев вознамерился не то, чтобы вернуть здание уникального института станции скорой помощи, он не предлагает никаких альтернатив, чтобы сохранить международно признанный институт травмотологии и ортопедии. Спору нет, еще одна станция скорой помощи тоже нужна Бишкеку, столица страны растет и расширяется, но ведь нельзя с водой выплескивать ребенка. Зачем ломать хорошо действующее старое, чтобы на его месте пытаться создать потом что-то типовое? Не лучше ли построить станцию скорой помощи на новом месте? Но министр здравоохранения уперся, как тот бюрократ из старых советских фильмов, и ни в какую.
Глава Минздрава Алымкадыр Бейшеналиев заявил, что БНИЦТО работает “для пополнения кармана” Джумабекова. Бейшеналиев в интервью сайту Kaktus.media заявил, что Джумабеков приватизировал больницу и взял туда “только своих знакомых и родственников”. Джумабековже в ответ сказал, что реорганизацию проводят, чтобы снять его с должности, а все обвинения отрицает.
В сообщении Минздрава от 1 февраля говорилось, что министр Алымкадыр Бейшеналиев провёл беседу с коллективом БНИЦТО. Однако, по словам Сабырбека Джумабекова, с коллективом планы реорганизации больницы не обсуждали. Более того, Джумабеков заявил, что министр “пришел в восемь утра, наговорил всякого, был пьяным”.
С планами Минздрава не согласен и коллектив БНИЦТО. Они уверены, что преобразование центра неправильный шаг. Выясняется, что в основе конфликта лежит элементарная зависть к большой финансовой помощи Бишкекскому центру травмотологии и ортопедии со стороны государства Катар. Джумабеков вынужден теперь приоткрыть тайну, что министр пытается сорвать грантовый проект по строительству новой больницы на 500 мест в Бишкеке, проект финансирует правительство Катара.
“У нас для этого есть четыре гектара земли. Участок государственный, и он останется у страны, у народа. Проект уже завершен. Для его разработки президент Садыр Жапаров выделил 20 миллионов сомов. Мэрия провела тендер для подготовки проектно-сметной документации. Катарское правительство строит бесплатно, а не в кредит. Министр, оказывается, пошел в посольство Катара и предложил построить здание в другом месте, но там сказали, что не перенесут», — цитирует сайт Kloop академика Джумабекова.
Он считает, что министр хочет снять его с должности, чтобы сорвать строительство или взять его под свой контроль.
Аконит закрывает больницы пачками
На прошлой неделе, 3 февраля, в Бишкеке прошел митинг сотрудников БНИЦТО против планов Минздрава по уничтожению этого уникального института.
Митинг против сомнительных реформ Минздрава проходит не в первый раз, пишет сайт Kloop. 1 февраля в Бишкеке прошел митинг женщин, страдающих раком молочной железы. Они протестуют против того, что Центр маммологии при Национальном центре онкологии и гематологии преобразовали в отделение. По их словам, после этого они столкнулись с очередями, а некоторые процедуры стали платными. Свои псевдореформаторские порывы Алымкадыр Бейшеналиев облачает, конечно, в “борьбу против махинаций и приписок”. Под откос тут летят даже целые больницы, действующие. “30 декабря 2021 года я объединил психиатрические больницы, наркологию, многие закрыл. Закрыл 13, сейчас уже 19 туберкулезных больниц, еще около 30 туберкулезных больниц я сократил”, — громогласно заявил министр. Он настаивает, что в этих больницах было мало пациентов, у врачей были надбавки, а туберкулез “во всем мире лечат амбулаторно”.
Министр Бейшеналиев и не скрывает, больницы он закрывает, не советуясь с правительством.
“Я никому не сказал: ни премьер-министру, ни депутатам, ни заместителям. Если бы сказал, они бы сказали, давайте сделаем пилотный проект, посмотрим. Реформы остановились бы”, — цитируют такое вот откровенное признание министра на сайте Kloop.
Официально обещают, что вместо детской туберкулезной больницы в Бишкеке откроют детский сад. Месяц назад Бейшеналиев говорил, что в Кыргызстане закроют 43 туберкулезных больницы и диспансера. Кроме того, Минздрав собирается объединить Республиканский центр психического здоровья и Республиканский центр наркологии. Новый министр уверяет, что людей с алкогольной зависимостью и психическими расстройствами в Кыргызстане стало меньше. В таком случае это должно было бы стать сенсацией если не в разрезе бывшего Советского Союза, а хотя бы на уровне региона Центральной Азии. В Казахстане, например, таким псевдодостижением похвастаться не могут, тут сочиняют другие мифы и другую статистику.
Уже 4 февраля министр здравоохранения Алымкадыр Бейшеналиев заявил об увольнении директора Бишкекского научно-исследовательского центра травматологии и ортопедии Сабырбека Джумабекова. Кроме этого, сообщил Бейшеналиев, он подписал приказ об открытии на базе этого учреждения клинической больницы скорой помощи.
“Сегодня я хочу поставить точку на так называемом Бишкекском научно-исследовательском центре травматологии и ортопедии. Нету такого центра”, — заявил министр на пресс-конференции.
Вот так, одним росчерком пера и пытается решить министр судьбу уникального медицинского института. Но дружный коллектив и его директор не сдаются. Назначенного спорным приказом министра новым директором центра Гулию Кожахматову коллектив не пустил даже на порог вместе с приехавшим с ней заместителем министра здравоохранения Жалалидином Рахматуллаевым. Сабырбек Джумабеков заявил, что у министра нет полномочий снимать его с должности и проводить реорганизацию центра, потому что БНИЦТО – муниципальное учреждение, а на пост директора его назначал мэр Бишкека. Правительству пришлось создать специальную комиссию, которая рассматривает сейчас обстоятельства поспешного увольнения Джумабекова и решения закрыть БНИЦТО. Жалоб на то, что министр Алымкадыр Бейшеналиев занимается самоуправством, стало слишком много. Комиссия еще свое решение не вынесла.
Испытывая в эти трудные дни невероятное давление, академик Сабырбек Джумабеков сказал, словно подведя черту, что уйдет с поста директора БНИЦТО, только если ему об этом скажет президент Кыргызстана Садыр Жапаров.
Между тем, глава кыргызского Минздрава заявил 8 февраля, что он уже обсудил ситуацию вокруг клиники ортопедии с президентом Садыром Жапаровым и дал понять, что заручился его поддержкой. Однако тут же заявил, что должности директора там уже не потребуется и будет достаточно только должности главного врача. На эту позицию он назначает Дамира Дуйшенова. Налицо импровизация за импровизацией. “Глава государства поручил в самое ближайшее время привести в соответствие все нормативно-правовые акты”, – говорится в сообщении сайта Kaktus.media, это говорит о том, что в ситуации вокруг этой уникальной клиники сначала принимают административное решение, а потом под него подводят юридическую базу.
Между тем, выясняется и еще одна причина попытки разгромить уникальный в масштабе всей Центральной Азии медицинский институт. Это опять таки пещерный трайбализм, неистребленный в советское время и быстро реанимировавшийся в нынешнее время атавизм феодальной эпохи. Министр здравоохранения Алымкадыр Бейшеналиев – уроженец Иссык-Кульской области, а сечет он головы своих гораздо успешных в медицинском менеджменте конкурентов, выходцев из других областей. Ни один из уволенных первых руководителей в сфере медицины не является уроженцем Иссык-Кульской области, словно им не повезло географически. То, что Алымкадыр Бейшеналиев пару лет назад выставил себя на посмещище, несколько раз предложив лечить коронавирус аконитом, своеобразной настойкой ядовитых трав, это, оказывается, цветочки. С тех пор Бейшеналиева в народе называют Аконит. Ягодки появляются сейчас, и эти ядовитые ягодки могут не то, что отравить здравоохранение в Кыргызстане, а довести его до краха.
Автор: Бахытбек Усманов.