В Мажилисе Парламента РК прошло тематическое заседание Комитета по социально-культурному развитию по вопросу «Обновление содержания учебных программ», передает Toppress.kz.
Результаты исследований Всемирного банка показали, что содержание образования перегружено академическими знаниями, не соответствующими возрастным особенностям детей. В обучающих ресурсах недостаточно учебных материалов на закрепление знаний, формирование у школьников умения применять знания в жизненных ситуациях. Экспертный анализ реализации обновленного содержания образования определил наличие серьезных затруднений у педагогов и обучающихся в освоении учебной программы по всем учебным предметам.
Об этом говорится в информационно-аналитической справке, заслушанной на заседании, в котором, вместе с мажилисменами, принимали участие представители министерства просвещения РК.
В свое время, педагоги на съездах учителей-предметников выразили мнение о необходимости пересмотра содержания среднего образования. Основными проблемами, требующими незамедлительного решения, являются чрезмерная завышенность учебных целей в программах, высокая учебная нагрузка, несоответствие учебного материала возрастным особенностям обучающихся, введение в типовые программы предметов несоответствующего данному уровню вузовского материала, нарушение системности, преемственности и другие.
– В 2022 году начата работа по внесению изменений в государственный общеобязательный стандарт образования, типовые учебные планы и типовые учебные программы. В соответствии с Приказом МОН РК, утвержден состав рабочей группы – 212 человек из числа ученых ВУЗов, методистов региональных методических центров, руководителей методических объединений и педагогов организаций образования. Министерством создан Координационный совет призванный, провести предварительную оценку воздействия нововведений. Разработана Дорожная карта, – говорится в аналитической справке.
В новых программах усилен воспитательный потенциал образования на основе внедрения ценностно-ориентированного подхода и интеграции в содержание образования духовно-нравственных ценностей, идей патриотизма и гражданственности.
Будет обеспечен сберегающий характер образования через снижение учебной нагрузки и минимизацию количества учебных предметов в старших классах. Тем самым будет предоставлена возможность выбора обучающимися предметов, уменьшен объем изучаемого теоретического учебного материала.
В настоящее время проект ГОСО начального и основного среднего образования проходит процедуру внутреннего согласования в министерстве просвещения. Проекты типовых учебных планов и программ до их внедрения пройдут экспертизу и апробацию.
Новый ГОСО планируется внедрить в 2026 – 2027 учебном году, который предусматривает поэтапный переход 1 и 5-х классов.