Поддельные и контрабандные золотые украшения наводнили ювелирный рынок Казахстана. По данным Лиги Ювелиров Казахстана, в стране работают поддельные цеха, чье оборудование позволяет ставить поддельное клеймо, информирующее о турецком, итальянском или российском происхождении товара. Честные предприятия вынуждены останавливать производство, оказавшись не в силах соперничать с теневым рынком, передает Toppress.kz со ссылкой на пресс-службу Центра развития цифровой экономики.
«Покупая ювелирные изделия, к примеру, на одном из ювелирных рынков в Алматы, мы увидим с 90% вероятностью увидим поддельное клеймо. Да, есть именник производителя и бирка, что произведено в Италии, а по факту сделано на каком-нибудь подпольном заводе в Шымкенте. О том, какой состав у этого изделия и говорить страшно. Стоит проба, допустим, 585. Это значит, что там 58,5 долей золота, а все остальное это примеси. Добавить туда могут все, что угодно – свинец, мышьяк, медь» – сообщил Кайсар Жумагалиев.
Общий оборот теневой ювелирного рынка Казахстана составляет уже порядка 300 миллиардов тенге. Глава Лиги ювелиров Кайсар Жумагалиев заявил, что отрасль нужно срочно выводить из тени. По примерным подсчетам «обеление» ювелирного рынка пополнит госбюджет на 40 миллиардов тенге в виде налогов.
Каракюлах Елена Владимировна, руководитель компании ТОО Jewelry Tools & Service:
«Самое главное, наверное, для всех честных ювелирных предприятий — это конкуренция на рынке с квалифицированными специалистами. Маркировка позволит отсеять недобросовестные компании и даст шанс узнать потребителям узнать о нас как об официальной компании, где можно не бояться за качество и честность работы».
В соответствии с требованиями Закона «О драгоценных металлах и драгоценных камнях», в целях защиты прав и интересов граждан Республики Казахстан, на территории нашей страны не допускается реализация ювелирных изделий без четырех обязательных аттрибутов:
- оттиска именника – специального знака, наносимого на ювелирное изделие, удостоверяющего изготовителя);
- единого пробирного клейма РК, с изображением символа «Головы барса» и международной аббревиатуры Казахстан «KZ», с кодами уполномоченных организаций;
- экспертного заключения, выданного уполномоченной организацией (юридическое лицо, аккредитованное на проведение экспертизы драгоценных металлов и камней),
- акта государственного контроля, выдаваемого уполномоченным органом при ввозе (вывозе) на (с) территорию (-и) РК из стран, не входящих в ЕАЭС драгоценных металлов и камней, до совершения таможенных операций (таможенное декларирование и таможенная очистка).
Тем не менее, этих мер защиты, чтобы минимизировать объем подделок и контрабанды недостаточно и участники рынка выступают за скорейшее введение цифровой маркировки ювелирных изделий в Казахстане. Этот способ идентификации поможет потребителю выявлять при покупке ювелирного изделия все необходимые данные (производителя, пробу золота, характеристики драгоценного камня, происхождение изделия), а в случае их отсутствия, тут же подавать запрос на проверку торговой точки уполномоченными органами. Таким образом, потребитель будет полностью защищен от подделок, а рынок в целом станет прозрачным и измеримым, что будет способствовать его дальнейшему развитию.
Руководитель управления цветной металлургии и редких металлов Төребек Ғалымжан Нурланұлы:
«Маркировка направлена на защиту отечественного ювелирного бизнеса, поставив казахстанского производителя на равные условия с импортом. Все эти меры помогут предотвратить возможность подделок и создадут естественный барьер на пути контрафакта».
В пилотном проекте Министерства индустрии и инфраструктного развития Республики Казахстан совместно с Единым оператором маркировки и прослеживаемости товаров (АО «Казахтелеком») по маркировке и прослеживаемости ювелирных изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, который проводится на территории Республики Казахстан с 1 марта 2022 года по 31 октября 2023 года участвует 8 предприятий. Пилотный проект запущен с целью апробации механизма маркировки и взаимодействия между всеми участниками рынка. По его итогам будет принято решение о целесообразности введения цифровой маркировки.
Для представителей бизнеса участие в пилотном проекте позволит протестировать функционал информационной системы маркировки, отработать интеграцию процесса маркировки в текущие производственные процессы, просчитать нагрузку на бизнес и выявить слабые места в цепочке.