Дорогу между двумя столицами, Астаной и Алматы пытаются привести в порядок вот уже больше 10лет. В 2013 году была начата реконструкция на участке от Алматы до Капшагая (ныне Конаев), после которой должны были приступить к ремонту и на других участках трассы. Официально было заявлено о том, что уже в 2020 году водители смогут ездить по обновленной трассе Астаны-Алматы. Чиновники даже обещали казахстанцам, что доехать из Астаны в Алматы можно будет за 6часов. Но спустя многие годы, трассу все еще полностью не реконструировали и не сдали в эксплуатацию. О судьбе главной дороги страны, – в материале Toppress.kz
Трасса Астана-Алматы – является одной из самых востребованных в стране, общая протяженность которой составляет около 1200 километров. Несмотря на то, данная автодорога является одной из крупных и ключевых транспортных артерий страны, о ее капитальном ремонте либо реконструкции не было речи многие годы. Хотя Астана получила статус столицы еще в декабре 1997 года, и уже тогда было ясно, чтоавтосообщение между двумя городами будет пользоваться повышенным спросом.
Но, впервые о реконструкции трассы Астана-Алматы заговорили только в 2013 году, когда начались ремонтные работы на участках Алматы-Капшагай (Конаев), и Астана-Темиртау.
В 2016 году тогда еще заместитель председателя Комитета автомобильных дорог МИИР РК Сатжан Аблалиев заявил о том, что трассу Астана – Алматы планируют запустить к 2020 году и сделать ее полностью платной.
«Остальная трасса (Караганда-Алматы, прим. автора) будет четырехполосной – автомобильная дорога Б-1 технической категории, где расчетная скорость движения будет составлять 120 километров в час, а разрешенная 110. И 1 200 километров можно будет проехать в среднем примерно за 11 часов без остановки», – заявил тогда СМИ Сатжан Аблалиев.
Напомним, что реконструкцию автодорогиКараганда-Алматы поделили на 4 основных проекта:
1. «Караганда-Балхаш» – 363 километра (Заказчик АО «НК «КазАвтоЖол»);
2. «Балхаш – Бурылбайтал» – 288 километров(Заказчик КАД МИИР РК);
3. Бурылбайтал – Курты» – 228 километров (из них 143 км Заказчик АО «НК «КазАвтоЖол», 85 км заказчик КАД МИИР РК);
4. «Курты-Капшагай – 67 км (Заказчик АО «НК «КазАвтоЖол»).
В 2019 году, вице-министр индустрии и инфраструктурного развития Берик Камалиев в интервью Tengrinews.kz, заявил, что преодолеть расстояние между Алматой и Астаной возможно будет за 6 часов.
«Из Нур-Султана до Караганды сейчас 1,5 часа на автомобиле. Из Нур-Султана до Алматы – 1200 километров. Сейчас этот путь занимает 15-17 часов. В 2021-2022 годах время пути сократится до 6-7 часов», – сказал тогда вице-министр.
Ни в 2020, ни в 2021 годах казахстанцы так и не увидели новую трассу. В сентябре 2020 года Улан Алипов, который был в тот период председателем правления «КазАвтоЖол» рассказал журналистам, что реконструкция трассы завершится в 2022 году. Соответственно, время в пути между Астаной и Алматой сократится до 10 часов.
Но, через год в «КазАвтоЖол» мнение поменяли, и заявили, что новая трасса Астана-Алматы будет готова уже в 2023 году, и даже станет полностью платной. Тогда, уже другой председатель правления АО «НК «КазАвтоЖол» Мейрхат Касымбаевсказал, что полное завершение проекта ожидается в декабре 2023 года.
В 2023 году, министр транспорта транспорта Марат Карабаев во время брифинга СМИ, извинился перед казахстанцами за долгое строительство автодороги «Караганда-Алматы», и назвал уже новые сроки окончания строительства. По словам министра, в 2024 году планируется полный ввод в эксплуатацию.
В ответе «КазАвтоЖол» на запрос редакции, нам рассказали о причинах затянувшейся реконструкции, а также назвали свои срокиокончания ремонтных работ на трассе.
«Необходимо отметить, что ввиду неисполнения контрактных обязательств по ряду участков были проведены процедуры расторжения контрактов и новые конкурсные процедуры. Кроме того, учитывая, что начало реализации большинства проектов совпало с периодом резкого удорожания дорожно-строительных материалов, дефицитом дорожного битума и затруднениями в мобилизации персонала и техники, связанными с COVID-19, общий срок реализации затянулся.Окончательная сдача в эксплуатацию запланирована на 2025 год», – говорится в официальном ответе на запрос.
Также, в нацкомпании рассказали о том, сколько было потрачено на строительство автодороги Караганда-Алматы. Согласно данным «КазАвтоЖол», общая стоимость заключенных контрактов составляет 617 миллиардов тенге. Мы также уточнили, были ли обнаружены хищения средств при строительстве трассы.
«Хищений при реализации проекта реконструкции «Караганда-Алматы» не выявлено», – ответили в «КазАвтоЖол.
Несмотря на то, что трассу-долгострой все же обещают сдать в эксплуатацию, казахстанцы уже сейчас обеспокоены качеством строительства. По словам водителей, на некоторых участках трассы новый асфальт пришел в негодность.
”Мы занимаемся грузоперевозками между Алматы и Астаной много лет. И больше всех ждем окончания строительства этой трассы. Но, пока ее сдадут в эксплуатацию, нужно будет уже ремонтировать те участки, которые отремонтировали в предыдущие годы. Качество асфальта оставляет желать лучшего. Нужно ведьбыло понимать, что это основная и единственнаятрасса, соединяющая два мегаполиса. Представьте сколько единиц транспорта в сутки проезжают по этой дороге. Это и грузоперевозки, и автолюбители, и транзитные машины. Как за долгие 10 лет можно было не сделать нормальную дорогу?!”, – делятся водители.
Отметим, что трассу Караганда-Алматы все также планируют сделать платной. По словам министра транспорта Марата Карабаева, вопрос тарифовнаходится сейчас на обсуждении, но при этом, он подчеркнул, что стоимость за километраж будет “точно не 1 тенге”.