Коррумпированность государственных органов Казахстана давно уже стала притчей во языках. Но, к сожалению, такая болезнь, как «коррупция», начала поражать и сферу бизнеса. Именно по этой причине ровно год назад в законодательство страны были внесены поправки о создании антикоррупционных комплаенс-служб в субъектах квазигосударственного сектора. О том, насколько данные инициативы оказались эффективны на практике и каких перспектив ожидать казахстанцам в этом направлении в ближайшие годы, в интервью корреспонденту Toppress.kz рассказал руководитель Службы комплаенс АО ФНБ «Самрук-Қазына» Даурен Акшалов.
– Что из себя представляют антикоррупционные комплаенс-службы в субъектах квазигосударственного сектора и каков принцип их работы?
– Все лидирующие мировые компании основаны на принципах добропорядочности и открытости. Соответственно, в таких компаниях все открыто и прозрачно, и такие компании являются наиболее привлекательными для инвесторов.
Основная цель комплаенс-функции – в обеспечении соблюдения в организации принципов этичного ведения бизнеса, открытости, добропорядочности, путем контроля за соблюдением организацией регуляторных требований, в той сфере, где регулируется их деятельность и внутренних комплаенс-политик.
В соответствии с требованиями Закона «О противодействии коррупции» – это соблюдением компаниями квазигосударственного сектора требований законодательства по противодействию коррупции, путем превентивных методов.
Стоит отметить, что лучшая зарубежная практика показывает, что нарушение антикоррупционных законов (FCPA, UKBA) кроме уголовной ответственности, влекут за собой санкции в виде внушительных штрафов и, как следствие, репутационные риски. Например, самый крупный подобный штраф выплатила компания «Airbus» – около 4 миллиардов долларов, за подкуп должностных лиц в разных странах, в ответ на такие риски организациями внедряются функция комплаенс.
Если взять в пример нашу страну, у нас немного иная система ответственности. Согласно нашему законодательству, руководящие работники и работники, наделенные управленческими полномочиями в организациях квазигосударственного сектора, приравнены к государственным служащим, соответственно несут такую же ответственность за коррупционные правонарушения и принимают на себя антикоррупционные обязательства.
Законодательно наличие комплаенс-служб в квазигосударственном секторе было внесено в 2019 году. Включение данных требований в антикоррупционное законодательство является безусловно большим шагом и «тоном сверху» со стороны государства по вопросам превенции коррупционных рисков и непринятия коррупции во всех ее проявлениях.
Для исключения коррупционных рисков и создавался комплаенс у нас в стране. Служба контролирует риски и осуществляет мониторинг за соблюдением организацией антикоррупционного законодательства, осуществляет внутренний анализ комплаенс-рисков, разрабатывает планы мероприятий по минимизации коррупционных рисков, осуществляет независимые проверки по выявленным нарушениям и жалобам поступившим на линию доверия (горячая линия), администрирует линию доверия (горячую линию), принимает участие в урегулировании конфликтов интересов, проверяет благонадежность всех третьих лиц с которым организация собирается вступать в деловые отношения и другие.
– Все ли субъекты квазигосударственного сектора уже создали комплаенс-подразделения? Насколько я знаю, закон обязывает их к этому.
– Согласно закону, все субъекты квазигосударственного сектора обязаны создавать комплаенс-подразделения. Мы должны понимать, что субъекты квазигосударственного сектора это не только компании группы АО «Самрук-Қазына»и НУХ «Байтерек», у которых функция комплаенс уже внедрена в рамках лучших международных практик до принятия изменений в законодательство, но и подведомственные организации РГП, ГКП на ПХВ, СПК при акиматах, а также детские сады, школы, которые также являются субъектами квазигосударственного сектора.
Во всех этих организациях были созданы комплаенс-подразделения или ответственные работники, на которых возложены эти обязанности.
В настоящее время остро стоит вопрос где брать таких специалистов, где их обучают, так как для нашего рынка это не новое направление, но это достаточно узкая специальность.
– А есть ли такие субъекты бизнеса (не квазигосударственного сектора), которые добровольно создали у себя антикоррупционные комплаенс-службы?
– На сегодняшний день закон обязывает все предприятия квазигосударственного сектора создавать у себя антикоррупционные комплаенс-службы, а для субъектов частного сектора это пока что просто рекомендация. Во всех финансовых организациях комплаенс службы уже созданы давно в соответствии с законодательством по противодействию легализации доходов полученных преступным путем и финансированию терроризма и правилами НБРК. Также в компаниях, которые листингуются на международных торговых площадках или являются дочерними организациями зарубежных компаний на которых распространяются законодательство имеющие экстерриториальное значение.
Многие частные компании на данный момент уже поняли, что комплаенс-функция это не модный тренд, а необходимость и заинтересованы в создании комплаенс-функции. Компании видят, что эта инициатива исключает появление коррупции на всех уровнях управления.
– Перспективны ли данные инструменты противодействия коррупции в бизнесе? Каких результатов можно ожидать казахстанцам в этом направлении в ближайшие 5-10 лет?
– Я думаю, что через 5-10 лет повышая культуру соблюдения законодательства через их осознание, двигаясь в направлении осуществлять бизнес в правовом поле и на основе принятых организацией принципов и ценностей мы сможем улучшить инвестиционную привлекательность страны, также улучшим место Казахстана в Индексе восприятия к коррупции Transparency International.