Мы завершаем цикл статей, посвященных объектам, являющимся местами паломничества. Поэтому сегодня мы расскажем вам об оставшихся памятниках и мавзолеях, которые обладают не менее предысторией, чем их предшественники.
Мавзолей Гаухар ана
Этот мавзолей, расположенный в Туркестане, является одним из старейших памятников Казахстана. Он пользовался настолько большой популярностью, что в 1990 году специально для паломников к нему была сделана пристройка из трех комнат.
О Гаухар ана известно, что она была дочерью великого мыслителя и поэта Ходжи Ахмета Яссауи, и обладала способностью исцелять людей. Неподалеку от музея до сих пор можно найти колодцы с артезианской водой. Никаких точных дат о смерти Гаухар ана не существует, известно только, что она родилась между 1122 и 1124 годами.
Согласно легенде, перед смертью целительница попросила: “Похороните меня там, где пролита кровь моего брата, шейха Ибрагима”. И, вняв ее просьбе, Гаухар ана действительно похоронили рядом с арыком Суйир, где напрасно пролили кровь Ибрагима, просто без спроса выпившего воды из колодца.
Сторож, долгие годы работавший в мавзолее, рассказывает удивительные истории об этом месте. Так, в прошлом он, долгие годы страдавший от серьезной и почти неизлечимой болезни, перед тем, как приехать в мавзолей, увидел сон. Из него он запомнил только фразу: “Надо построить”. А уже приехав в мавзолей, увидел, как скот взбирается на беспризорную могилу Гаухар ана. Он воспринял это, как знак, и с тех пор встречает всех паломников и помогает им.
Мавзолей Ботагай
С мавзолеем Ботагай все еще интереснее: он не просто памятник архитектуры и место паломничества, он еще и изобразительный памятник. Его чертеж в 1862 году сделал сам Шокан Валиханов, а благодаря тому, что его дело продолжили остальные путешественники, мавзолей стали относить к ярким образцам архитектурного искусства Казахстана образца XIX века.
Однако само название “Ботагай” впервые прозвучало благодаря, тому, что послы Ф. Скибин и М. Трошин, придя к хану Тауке, нанесли город на карту. Она, кстати, называлась “Казахская орда” и состояла из двадцати страниц. Благодаря ей все заинтересованные могли узнать, что город Ботагай стоит между рекой Нура и озером Коргалжын, а также на пересечении караванных дорог Великого Шелкового пути.
Бытыгай – остатки великого городаорды кыргыз-кайсаков на реке Нура, вливавшегося в озеро Коргалжын. По характеристике, находился в десяти километрах, и здешние четырехугольные строения в виде дворца были настолько велики, что занимали триста саженей. Здесь есть одна мечеть и обрушенные каменные здания, – писал о древнем городе российский ученый Петр Рычков.
К сожалению, вскоре после смерти хана Тауке город Ботагай опустел и постепенно пришел в упадок. Однако мавзолей сохранился и по-прежнему представлял интерес для ученых и путешественников. Так, в 1825 году по поручению Александра І мавзолей посетил советчик Демидов, и описал его.
Среди соленых озер Коргалжын самое большое, с окружностью 300 километров. Река Нура, раньше впадавшая в реку Есиль, сейчас впадает в это озеро. Неподалеку виднеется территория старой пашни, доказывающей плодородность этих земель, а кирпичные развалины, образовавшиеся от разрушения старого города, повествуют о значительном изобразительном искусстве, которая занимает окрестность в 15 километров. Это говорит о том, что в этих краях обитали не кочевники, а образованный, грамотный народ, – так о мавзолее написал царский советчик.
Мавзолей Хорасан ата
Это сооружение также пользуется большой популярностью в силу того, что является практически точной копией Каабы, что находится в священном городе Мекке.
Мавзолей возвели в честь батыра Хорасан ата – великого просветителя, жившего примерно в VII-IX веках. Сведения о нем и по сей день можно найти в архивах города Ташкент, что неудивительно, так как Хорасан ата – личность уникальная. Он был не только батыром, но и ученым и религиозным деятелем, занимавшимся провещеним народа. Благодаря усилиям Хорасан ата для простых людей было открыто несколько школ.
Он был не только ученым, но и великим батыром, полководцем. Со своим знаменем, которое сохранилось у его потомков, он приехал из Аравии для распространения ислама. На этом знамени есть надпись – 654 год, – так о батыре пишет Абилгазы Тулегенов – потомок Хорасан ата.
Легенда гласит, что копию Каабы построил сын Хорасан ата, который каждую пятницу видел, как отец совершал перелет в Мекку с райского острова Тотыкус на своем крылатом коне. Чтобы не расставаться с любимым отцом, он решил построить Каабу на родной земле для него. Хорасан ата не стал противиться желанию своего сына, и разрешил ему проверить свои способности. И там, куда упала тень от Каабы, парящей в воздухе, было решено построить ее малую копию.
Паломники верят в волшебную и целительную силу “малой Каабы”, и совершают семь кругов вокруг нее, называя это “малым хаджем”.
По другой версии, когда просветитель скончался, люди, благодарные ему за самоотверженные поступки, возвели курган над его могилой, а позже построили мечеть. В годы советской власти памятник был разрушен как объект, растлевающий коммунистическое мышление общества. Однако после того, как Казахстан стал независимым государством, мавзолей восстановили.
Комплекс Толегетай-Кылышты ата
О Толегетай Баба известно, что он был потомком Кушилик хана, который жил и правил в начале ХІІ века. Толегетай и Кылышты встретились во время деления найманов по землям, и сразу же прониклись друг к другу глубоким уважением и почтением.
Толегетай Баба – личность историческая, был внуком Наймана, полководцем, который вел за собой войска и заботился о народе, мечтая о его единстве. Кылышты ата – святой, который был наделен особой силой. Легенды гласят, что подросший Кылышты увидел знамение – с неба спустились лошадь и меч, что он воспринял как символ того, что теперь в его силах противостоять всем бедам. Не раз мудрецы видели, как меч Кылышты ата сливался воедино с солнечным светом, а муха, севшая на его лезвие, разделялась на две симметричные части. По словам мыслителей, это следовало толковать так: “тот, кто не будет хранить верность, получит такое же наказание”.