Отличить в наше время истинно верующего и человека, попавшего в заботливые сети религиозных экстремистов, совсем непросто. И те и другие, по сути, живут по одним мусульманским законам. Но намерения их диаметрально противоположны. О том, с чего начинается религиозный экстремизм и как ему противостоять, мы поговорили с Руководителем центра консультации и профилактики по вопросам религии "Шанырак", кандидатом исторических наук Мирхатом Мадияровым.
– Мирхат Муратович, для начала расскажите, с чего же все-таки начинается религиозный экстремизм и как он проявляется?
– Начинается все это, как правило, с детства человека. Там кошку ударит, тут учителя оскорбит. А дальше все развивается по сценарию с эффектом разбитых окон (криминологическая теория, гласящая "Если в здании разбито одно стекло и никто его не заменяет, то через некоторое время в этом здании не останется ни одного целого окна", – прим.ред). Любое преступление начинается с элементарной мелочи. Если говорить о религиозном экстремизме, то любой взрослый человек рано или поздно задается вопросом о том, в чем смысл жизни и какова его роль в обществе. Нередко на него давит социальная неустроенность и проблемы в семье. Он ищет решения своих трудностей и попадает под влияние представителей деструктивных религиозных течений (ДРТ).
– То есть социальная неустроенность вынуждает человека вступить в ряды ДРТ?
– Да, причем, если присмотреться, ни одна секта не противоречит в своих учениях Корану. Это и подкупает тех, кто поддался их влиянию. Все, чему они учат, так или иначе созвучно традиционному исламу. Однако, тут вопрос в том, как это все преподносят. Ведь если взять силу атома, то с ее помощью можно создать как великие изобретения, так и атомную бомбу. Все тут решает религиозная безграмотность.
– В чем может проявляться эта безграмотность и чем она чревата?
– Религиозную безграмотность человека можно наблюдать на пятничном намазе. Друг или однокурсник приглашает человека в мечеть, там ребята начинают общаться с другими людьми, а дальше все зависит от первого духовного наставника, который укажет ему тот или иной путь. Суть в том, что если ты хочешь найти себе достойного учителя в сфере религии, нельзя брать информацию из Интернета за основу. Сегодня в мечетях есть образованные имамы, которые могут ответить на все волнующие вопросы. Но безграмотные люди есть и в наше время, и сектам очень просто перетянуть их на свою сторону.
– Как Вы считаете, почему именно в наше время "расплодилось" большое количество сомнительных религиозных сект и почему молодые люди стали более подвержены их влиянию?
– На мой взгляд, причина этого – нехватка обратного убеждения этих людей. Иными словами, нам не хватает идеологии. Например, в советское время ребенок с ранних лет был занят идеологически. Сначала он был октябренком, потом пионером, затем комсомолом. Дети носили красные галстуки, и если он в чем-то провинился, их отбирали. То есть человек с детства устойчиво знал, что правильно делать, а что – непозволительно. Помимо этого, вне школы человек мог записаться на любую спортивную секцию совершенно бесплатно.
– А что стало не так с идеологией после развала СССР?
– После развала СССР главной идеологией людей стали деньги, и только деньги. Кроме того, большую роль сыграла идеологическая война с западом. Программа Талоса, примененная против СССР, подразумевала не военное нападение, а влияние на людей путем дезинформации. Таким образом культивировались деньги, быстрая нажива и личная выгода. Как итог, сегодня, работая каждый день с молодежью, мы видим, что главный их приоритет – финансовый успех. Когда мы спрашиваем молодых, читают ли они книги, лишь двое или трое из ста человек поднимут руку. Другим нет дела до Чехова, Айтматова, или Гоголя. Даже если вы посмотрите на наши книжные витрины, то самым большим спросом пользуются книги из категории "Как стать миллионером". Я чувствую, что молодежь жаждет стать богатой. Однако, даже Стив Джобс незадолго до смерти сказал, что в очень дорогих вещах нет никакой нужды. Автомобиль за тридцать тысяч долларов даст тебе ровно столько же благ, сколько автомобиль за триста тысяч. Но почему люди продолжают тянуться к очень дорогим вещам? Их толкают тщеславие и гордыня.
– Но разве жить в достатке плохо?
– Конечно, нет. Даже исламом не возбраняется жить хорошо. Но, надо понимать, на что ты готов ради денег. Ведь те же самые молодые люди, которые стали экстремистами, уехали в Сирию ради денег. Тут глубинная причина даже не в деньгах, а в ценностных ориентирах человека. Если когда-то быть патриотом было доблестно, то сегодня для молодых это пустой звук. Они хотят уехать туда, где больше платят. Нельзя все мерить деньгами в этой жизни. Вспомним Древний Рим. Почему он пал, просуществовав целых двенадцать веков? И ведь крах произошел на пике могущества империи. Потому что люди стали жить слишком хорошо. Империя разбогатела настолько, что вчерашний рядовой солдат или освобожденный раб быстро становился миллионером, и уже не хотел выполнять свои былые обязанности. Играя наперегонки в демонстрации своей роскоши, римляне быстро деградировали. Даже на своих пиршествах, они настолько наедались, что потом, используя перо павлина, искусственно вызывали у себя рвоту. А затем снова садились за стол. В нашем обществе многое происходит подобным образом. Только вместо пера мы используем "Мезим" или стакан "Колы".
– Сегодня в нашем обществе порой бытует весьма негативное отношение к глубоко религиозным людям, которые со стороны могут показаться теми же адептами разных сект. Где скрывается кардинальное отличие истинного мусульманина и того, кто лишь прикрывается религией?
– У нас в стране проживает примерно двенадцать миллионов мусульман. Как вы считаете, сколько из них истинно практикующие мусульмане?
– Думаю, процентов тридцать-сорок.
– Два процента. Ровно такой процент людей из всех мусульман нашей страны регулярно выполняют все исламские обряды и придерживаются всех заповедей. Истинный мусульманин – тот, кто всегда помнит: "Надо мной есть Всевышний, и он все видит". Истинный мусульманин, увидев по дороге мешок денег, не возьмет его. Потому что он знает, что кара неминуема. И что однажды за все придется ответить.
Беседу вел Дулат Жумагазин