Известный казахстанский журналист, председатель правления Союза журналистов Казахстана Сейтказы Матаев высказал свое мнение о новом законе «О масс-медиа», передает Toppress.kz.
«Те, кому есть, что скрывать, всегда не любили журналистов. Но в последнее время корреспондентам, операторам все чаще мешают работать. Охранники базаров, торговых центров, даже, порой, государственных учреждений считают себя вправе нападать на журналистов, закрывать или даже разбивать камеры. Это я считаю, что это самая настоящая цензура, которая, кстати, запрещена Конституцией РК. Есть случаи, когда какие-то ограничения оправданы – это государственные секреты, сведения, касающиеся уголовных дел об изнасилованиях или детей, в отношении которых совершены преступления. Все это прописано в законах. Журналисты прекрасно обо всем это знают и соблюдают. Свои статьи и сюжеты они основывают на реальных фактах – на информации из открытых источников, на сведениях, предоставленных героями своих сюжетов. Какую информацию они берут, конечно, и из социальных сетей. При этом они все равно соблюдают закон о СМИ. Так что какие тут могут быть дополнительные запреты и ограничения?», – сказал Сейтказы Матаев.
При этом он напомнил, что в уголовном кодексе есть статья за воспрепятствование деятельности журналистов.
«Серьезные блогеры тоже сейчас юридически грамотные. И хотя закон отдельно не регулирует их деятельность, они тоже имеют право на свободу слова, свободу выражения, как и все остальные граждане. Если блогер или журналист что-то снимает, фотографирует, или публикует, и при этом он не нарушает закон, то никто не имеет права ему мешать. В уголовном кодексе даже есть статья за воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналиста. Недавно в Петропавловске по ней даже был вынесен обвинительный приговор. Но это был первый такой случай за 18 лет», – рассказал он.
По его словам, есть и другие способы нарушения свободы слова.
«Чиновники не дают комментарии, убегают от журналистов, уходят от ответов, присылают отписки, не отвечают на запросы, требуют разрешения на съемку, в том числе, в общественных местах. А журналисты при этом работают на общественное благо. Если они сообщают о том, что чиновник совершил правонарушение или вел себя неэтично, то в следующий раз этот человек дважды подумает, прежде, чем вести себя подобным образом. Поэтому СМИ и называют четвертой властью», – подчеркнул Сейтказы Матаев.
Сейтказы Матаев уверен, что журналисты должны обладать особым статусом.
«Если СМИ – это четвертая власть, то у журналистов должен быть соответствующий статус. Судьи – представители судебной власти. У них есть особый статус. Правоохранительные органы – это исполнительная власть. У них есть особый статус. Депутаты – представители законодательной власти. У них тоже статус есть. А у журналистов нет. Я считаю, что у журналистов обязательно должен быть особый статус, закрепленный на законодательном уровне, а наказание за воспрепятствование их работе, за введение цензуры, за нарушение свободы слова нужно ужесточить. Вот тогда журналистика в нашей стране действительно станет четвертой властью», – сказал он.