Депутаты мажилиса в среду на пленарном заседании, одобрили в первом чтении проект Административного процедурно-процессуального кодекса, и сопутствующий ему пакет поправок в действующее законодательство, передает корреспондент Toppress.kz.
В настоящее время в публично-правовых спорах, где оппонентом простому гражданину выступает государственный аппарат, стороны фактически не равны, поскольку возможности граждан несоизмеримы с ресурсами государственного аппарата. Об этом отметил Глава государства в своем Послании. В этой связи Глава государства поручил внедрить институт административной юстиции, – отметил, выступая перед депутатами, министр юстиции Марат Бекетаев.
Для решения этой задачи и разработан проект Административного процедурно-процессуального кодекса. Глава минюста подчеркнул, что законопроектом закрепляется «набор гарантий, который позволит гражданам активнее принимать участие в процессе принятия управленческих решений».
Также проект кодекса устанавливает «эффективные механизмы защиты прав граждан при рассмотрении споров с органами власти в вышестоящем органе и суде».
Учитывая, что властные полномочия осуществляются не только государственными органами, но и иными лицами, предлагается закрепить понятие «административный орган». Для чего это нужно? В случае если негосударственный субъект уполномочен принимать решения, направленные на реализацию прав граждан, то он будет обязан соблюдать гарантии, установленные проектом Кодекса. То есть положения Кодекса будут распространяться на любую деятельность как государственных, так и негосударственных субъектов, если она связана с реализацией прав граждан, – пояснил Бекетаев.
Законопроектом вводятся новые принципы, призванные защитить частных лиц от возможных злоупотреблений со стороны властных субъектов. «К примеру, принцип приоритета прав обяжет правоприменителей толковать все сомнения, противоречия и неясности актов законодательства в пользу граждан», – уточнил министр.
Также закрепляются процедурные гарантии, которые «обеспечат «обратную связь» с гражданами при принятии управленческих решений органами власти». «Суть предлагаемых норм – обязанность властного субъекта заслушать мнение заинтересованного гражданина до принятия окончательного решения», – объяснил Бекетаев.
Законопроектом вводится особый порядок отмены правовых решений, которые благоприятны для граждан. «Гражданин должен быть уверенным, что однажды принятое решение является законным, последовательным и не может быть отменено, если в этом нет вины гражданина», – подчеркнул министр.
Кроме того, проектом Кодекса внедряется обязательное досудебное обжалование, за исключением отдельных категорий споров (например, налоговые, таможенные споры). Производство по рассмотрению жалобы будет проходить в ускоренном порядке в течение 15 рабочих дней.
Главной отличительной чертой нового вида судопроизводства станет усиление активности суда в процессе собирания доказательств. На сегодняшний день споры с органами власти рассматриваются в порядке гражданского судопроизводства. Однако действующий порядок не учитывает, что орган власти с одной стороны и гражданин с другой фактически неравны. Руководствуясь принципом активной роли, суд будет обязан выяснять имеющие значения обстоятельства спора, собирая доказательства самостоятельно, – отметил Бекетаев.
Также вводится институт судебного контроля за исполнением судебных актов. В частности, предусматривается возможность неоднократного применения судами денежных взысканий (до 100 МРП) как вида процессуального принуждения в целях обеспечения своевременного исполнения их требований.
Пакет сопутствующих поправок вносит изменения в 80 законодательных актов, в том числе 14 кодексов. Министр пояснил, что большая часть поправок связана с введением обязательного досудебного обжалования по публично-правовым спорам. Законопроекты переданы в профильный комитет мажилиса для подготовки ко второму чтению.