В свете кровопролитных терактов, которые прогремели в Алматы и на западе Казахстана, правительство нашей страны пришло к решению разработать и задействовать Концепцию государственной политики в религиозной сфере, реализация которой будет осуществляться с 2017 по 2020 год. Главная ее цель – ликвидация религиозной безграмотности среди населения, которая превращает мирных людей в террористов и экстремистов. Подробнее об этом корреспонденту toppress.kz рассказала руководитель Управления координации региональной работы Комитета общественного согласия Мерекегуль Карабаева.
– Расскажите, пожалуйста, в чем основная суть Концепции государственной политики в религиозной сфере?
– Прежде чем ответить на ваш вопрос, хочу отметить, что ситуация в религиозной сфере имеет ключевое значение для общественно-политической стабильности и безопасности государства. И от того, как будет реализовываться государственная политика в этой сфере, во многом зависит вектор дальнейшего развития страны. Сегодня религиозное сознание казахстанцев представляет собой весьма сложную палитру мировоззрений: от глубокой веры до полного ее отрицания. Можно сказать, что это – настоящий феномен. Поэтому принятие такого стратегического документа, как Концепция, обусловлена реалиями современного общества и его потребностями.
– А в чем все-таки функция Концепции и какие коррективы она внесет в жизнь людей?
– Хочу обратить ваше внимание, что Концепция, определяющая политику государства в сфере религии, впервые принята за годы независимости. При разработке документа мы следовали директивам Главы государства, которые вошли в основные разделы нашей Концепции – укрепление светских принципов государства, дальнейшее сохранение межконфессионального согласия и противодействие религиозному экстремизму и радикализму. Реализация Концепции позволит скоординировать усилия центральных и местных исполнительных органов, религиозных объединений и институтов гражданского общества для дальнейшего совершенствования отечественной модели государственно-конфессиональных и межконфессиональных отношений, основанной на особенностях историко-культурного наследия казахстанского народа.
– Какие аспекты жизни общества затрагивает данная Концепция?
– Здесь, я думаю, охвачены почти все базовые сферы жизнедеятельности человека – образование, здравоохранение, государственное управление, социально-экономическая сфера и другое. Также сделан акцент на формировании у человека высших морально-нравственных духовных ценностей, стимулировании людей к знаниям, науке, технике, повышению качества жизни. Но хотелось бы здесь отметить, что Концепция не подразумевает какие-то радикальные запретительные меры. Скорее, она имеет профилактический характер.
– А какие проблемы и угрозы могут устранить либо предупредить нормы, которые предполагает Концепция?
– С уверенностью можно сказать, что одной самых острых проблем всех стран мира сегодня является религиозный экстремизм и радикализм. Эту проблему можно решить только совместными усилиями. В одиночку с этим не справиться. И в первую очередь это касается распространения пагубной идеологии в обществе.
– Вы имеете в виду дезинформацию в социальных сетях?
– Да, в последнее время в СМИ и социальных сетях увеличилось внимание к религиозной тематике. Опыт показывает, что излишнее акцентирование внимания граждан не способствует решению проблемы. Важно помнить, что последователи деструктивных религиозных течений постоянно осуждают других людей за неверие, высказывают требования применить религиозные нормы в общественной жизни, осуждают светские принципы государства, ставят религиозные идеалы выше всех традиционных ценностей. Каждый гражданин должен и может сам внести вклад, уберечь своих родных и близких от влияния деструктивных радикальных течений. Особенно молодых людей, которые, по своей сути, являются максималистами.
– К чему конкретно призывают эти религиозные псевдоидеологи, когда берут людей в обработку?
– В основном они убеждают человека в том, что образ жизни, который он вел до этого – греховен. Убеждают, что греховно даже смотреть телевизор и слушать музыку. А также настойчиво убеждают свою жертву в необходимости создания автономного исламского государства. Конечно, под всем этим скрывается политическая подоплека и чьи-то корыстные цели.
– Существуют ли сегодня в школах предметы, которые четко доносили бы до детей, в чем суть настоящих духовных принципов?
– Да, в наших школах ведутся основы религиоведения, изучая которые, дети узнают об истории той или иной религии; понимают, в чем разница между исламом, христианством и католицизмом. Учатся критически мыслить, чтобы не поддаваться разного рода манипуляциям.
– Какие рычаги и механизмы использует Министерство в противодействии религиозному экстремизму?
– В любом цивилизованном обществе все граждане обязаны соблюдать законодательство своей страны. Как правило, за нарушение законов гражданин несет определенную ответственность. Перед нами не стоит цели ужесточить требования законодательства в религиозной сфере: прежде всего, мы должны совершенствовать законодательство в соответствии с новыми реалиями и приоритетами. К сожалению, в обществе имеет место быть неуважительное отношение отдельных религиозных объединений и их представителей к законам, государственным символам, национально-культурным традициям, а также общепринятым нормам этики и поведения. Поэтому мы предусматриваем нормы четкого регулирования взаимодействия государства и религиозных объединений.
Беседу вел Дулат Жумагазин