На очередном заседании Сената Парламента РК обсуждались поправки в Закон РК «О профилактике правонарушений». Одной из новелл стала поправка предусматривающая введение запрета на ношение одежды, скрывающей лицо, в общественных местах. Редакция Toppress.kz поинтересовалась мнением о введении такого запрета в Казахстане, религиоведа, PhD, старшего преподавателя кафедры “Философия” ЕНУ им.Л.Н.Гумилева Толганай Мустафиной.
Толганай Вагизовна, по словам депутатов Сената, запрет касается масок, балаклав и других элементов одежды, затрудняющих распознавание лица с исключениями, когда ношение этих элементов одежды необходимо при исполнении служебных или трудовых обязанностей, в целях гражданской защиты, по медицинским показаниям и пр. Данная поправка в закон вызвала широкое обсуждение в обществе, затрагивая в том числе и вопросы прав и свобод человека и вероисповедания – Ваше мнение по данному поводу, в чем необходимость такой новеллы в законодательстве?
– На самом деле, то что наше общество реагирует на поправки и нововведения в законодательной сфере – это один из показателей зрелости гражданского общества и это явление нормальное, мнения разнополярные и совершенно разные по своим позициям.
Что касается данной поправки. Здесь нужно четко понимать, что на самом деле, стоит вопрос безопасности общества и задолго до того, как внести такую поправку, проходили консультации с общественностью и духовенством, в частности с представителями ДУМК. Важно понимать, что основная часть верующих Казахстана адекватно реагирует на эту поправку, понимая, что это связано с безопасностью общества, с его стабильностью.
Сокрытие лица негативно влияет на распознавание личности, а мы сегодня живем в том мире, где все это очень важно. Если отдельные люди будут прикрывать свое лицо, это не даст возможности их распознать, идентифицировать их личность – значит будут пробелы в открытости. Как в глобальном, так и в региональном масштабах имеются актуальные угрозы различных проявлений экстремизма, а значит и Казахстан, как и любое другое государство, реагирует на это для сохранения безопасности общества.
Можно ли говорить о том, что подобный запрет, ущемляет права верующих, как-либо ограничивает проявление веры?
– Кто может реагировать на такую поправку в плане ущемления религиозных прав? Как правило это представители различных радикальных религиозных течений. Если брать в контексте – никаб, паранджа, все это является необязательной нормой ислама. В исламе есть норма того, чтобы женщина прикрывала голову, носила определенную одежду прикрывающую ее. Но давайте уточним – паранджа, либо никаб, это ни есть религиозная норма, это традиции отдельных стран и это конечно не норма для казахстанской реальности, для казахстанской культуры, для быта, для истории нашей. Эти моменты очень важно понимать.
Такая поправка в законе не направлена на ущемление чьих-то прав, она направлена на сохранение безопасности всего нашего общества, в том числе, направлена на борьбу против импорта различных радикальных экстремистских идей.
Добавим, что вопрос публичного облика и одежды, скрывающей лицо, ранее поднимался на IV заседании Национального курултая в марте 2025 года. Выступая на заседании, Глава государства Касым-Жомарт Токаев тогда отметил, что предпочтительнее носить одежду в национальном стиле, чем облачаться в закрывающие лицо черные одеяния.