Система образования в Казахстане с момента обретения независимости подверглась большим функциональным и структурным изменениям. Менялись подходы к воспитанию и методам обучения учащихся. О том, как именно проведенные реформы повлияли на систему образования и о ее адаптации в период пандемии поделился с редакцией Toppress.kz заместитель председателя Комитета дошкольного и среднего образования МОН РК Карамбаев Жомарт.
-Какие реформы в системе дошкольного и среднего образования были проведены за последние 30 лет?
– В первую очередь хочу отметить, что такое понятие как государственный общеобязательный стандарт образования в стране впервые был узаконен в 1992 году. В нем были определены требования к содержанию и объему учебной нагрузки.
Если взять дошкольное образование, то в 2009 году была законодательно закреплена одногодичная бесплатная предшкольная подготовка. В 2010 году одной из реформ стала инициация программы Балапан. Эта программа стала отправной точкой масштабного развития дошкольного образования в стране. Благодаря данной программе сеть дошкольных организаций с 2009 года увеличилась более чем в два раза. То есть в 2009 году насчитывалось 4568 дошкольных организаций, а в 2016 их количество возросло до 9410 учреждений.
В 2004 году впервые в Казахстане было введено Единое Национальное тестирование для выпускников. В 2018 году выпускникам школ предоставили возможность сдачи тестирования на английском языке. После чего, в 2019 году было принято решение разделить ЕНТ на два этапа – это итоговая аттестация в школе и вступительный экзамен в вуз.
В 2016 году был начат поэтапный переход всех классов школ на обновленное содержание программы обучения, который был успешно завершен в 2020 году.
Также были приняты новые перспективные программы на 2020-2025 годы, предусматривающие поэтапный переход обучения на английском языке предметов естественно-математического направления. Здесь в обязательном порядке нами учитывается готовность учебного учреждения, педагогов и непосредственно желание родителя и ученика.
Что касается работы с одаренными детьми: в 2008 году по инициативе первого президента РК был запущен проект по поддержке школ для одареных детей, а также по созданию интеллектуальных школ. В настоящее время у нас существует 21 интеллектуальная школа и более 30 специализированных школ для одаренных детей, где обучаются более 17 тысяч учащихся.
Также буквально с сентября текущего года планируется внести изменения в правила исчисления заработной платы учителей в их пользу. Иными словами, нормативная учебная в соответствии с законом о статусе педагога снизится с 18 до 16 часов.
Ну и одно из самых главных изменений на мой взгляд в этом году – это возвращение букварей в школы. Они разработаны на основе методики Ахмета Байтурсынова и будут торжественно вручены первоклассникам 1 сентября.
-Сколько школ, детских садов и вузов было построено за годы Независмости РК?
-За годы Независимости было построено более 1700 школ, которые позволили ликвидировать четырехсменное обучение и частично решиь проблему с дефицитом ученических мест. Также было построено около 1000 детских садов.
-Как менялась все эти годы школьная программа и подход к преподаванию среди учителей?
-Как уже было отмечено выше, с 2016 года мы начали поэтапно переходить на обновленное содержание образования. Особенностью данной программы является то, что материал в ней будет подаваться преподавателем от простого к сложному. Также в программах предусматриваются цели, направленные на развитие творческих и исследовательских навыков обучающегося, а в частности на развитие навыков самообразования. Если раньше обучение начиналось с объяснения темы урока учителем, то сейчас даже параграфы в учебниках начинаются с глаголов «исследуй», «анализируй» «сравни» и так далее. Иными словами, большой фокус сделан на то, чтобы дети были больше вовлечены в процесс самостоятельного обучения. Также одной из особенностей новых программ является то, что в них интегрируются элементы воспитания. То есть не только знания, а их применение в жизни.
На сегодняшний день идет разработка концепции 12-летнего обучения. И конечно же составляются новые учебные программы. Были созданы отдельные группы для каждого предмета. Особый акцент будет сделан на формирование новых компетенций, которые необходимы обучающимся в современном мире с ориентиром на национальные ценности.
Что касается второй части вопроса: если сравнивать новый подход к преподаванию учителей со старым, то раньше на уроках в школе инициатива была на учителе. При объяснении тем уроков и других учебных материалов говорил преимущественно учитель. Сейчас же дается возможность говорить и рассуждать самим детям. Они должны больше слышать рассуждения своих одноклассников и приходить к единому мнению.
Кроме этого, изменился подход к оцениванию знаний. Новая система критериального оценивания способствует повышению интереса учащегося и функционированию объективной системы, которая обеспечивает повышение качества образования.
Учителями стали чаще применяться коллективные формы работы. Данная практика оказывает очень хорошее влияние на детей, позволяя каждому выражать свое мнение. Также учителя начали прибегать к игровым формам обучения в начальных классах. Такой подход позволяет быстрее осваивать учебный материал и улучшает ассоциативную память.
Также большим рывком в сфере дошкольного и среднего стало использование цифровых образовательных ресурсов и начало активного использования IT-технологий. В связи с этим, цифровые технологии должны стать неотъемлемой частью учебного процесса в целом.
-Каким образом МОН удалось адаптировать систему образования в условиях пандемии?
-В связи с пандемией, система образования Казахстана и в целом всего мира столкнулась с необходимостью обучения в дистанционном формате. Во время пандемии в первую очередь мы обеспечили нормативно-правовое и методологическое сопровождение дистанционного обучения. Были внесены изменения в санитарные правила и разработаны методические рекомендации в организации учебных процессов образования. В период ограничительных мер и в течение всего года дан приказ и методические рекомендации, исходя из санитарно-эпидемиологической ситуации в стране. Был осуществлен поэтапный переход на комбинированный формат обучения.
Своевременное принятие нормативных документов во время карантина позволило решить вопросы безопасности учащихся, а также обеспечить непрерывный учебный процесс и самое главное урегулировать своевременную оплату труда педагогов.
Была приобретена компьютерная техника, в приоритетном порядке выдаваемая социально-уязвимым семьям. Также была обеспечена трансляция на телеканалах Ел Арна и Балапан телевизионных уроков, проводимых 5 дней в неделю с сурдопереводом. Создано 8 образовательных платформ, которые использовали организации образования. Также педагогам во время пандемии преподавателям был предоставлен доступ к 380 образовательным сайтам, проведена масштабная работа для педагогов по повышению квалификации и развитию цифровых компетенций.
Образовательным учреждениям дали возможность самостоятельно ответвлять перечень учебных предметов и количество часов для обучения в штатно-идентифиционном формате. Данная возможность была предпринята для того, чтобы учебные заведения смогли приобрести академическую свободу.
Кроме этого, как я уже сказал, для восполнения знаний учащихся были проведены курсы и мастер-классы для учителей. В целях повышения качества обучения для всех желающих до 19 июня была организована работа летних школ. 800 тысяч детей в период работы летних школ смогли восполнить свои пробелы в знаниях. Данная мера вызвала большое количество положительных откликов, и в связи с этим работа летних школ будет продолжена в следующем году.
Все вышеуказанные мероприятия являлись вынужденной мерой для обеспечения качественного образования, но хочу сказать что несмотря на это, следующий учебный год планирует начаться в традиционном формате. Мы считаем это необходимостью, так как за полтора года обучения в дистанционном формате качество знаний детей снизилось. Дистанционный и традиционный формат обучения в принципе не поддаются никакому сравнению, и ничего не сможет заменить прямой контакт учителя и ученика, так как только в стенах школы он сможет получить качественные знания.