В этом году исполняется 130 лет выдающемуся государственному деятелю тюркского мира Мустафе Шокай. В связи с этим 7 января, в день его рождения, Международная Тюркская академия провела международную онлайн-видеоконференцию «Мустафа Шокай и Туркестанская идея». В нем приняли участие известные ученые, историки и другие общественные деятели тюркского мира.
Преемник Мустафы Чокая в США
Тимур Кожаоглу, профессор Мичиганского университета в США, предоставил участникам информацию о жизни главы Туркестанской автономии Мустафы Шокая с подтверждающими документами. Он сын Османа Ходжи, который бок о бок работал с ним в Туркестанском национальном комитете, основанном Мустафой Шокаем в Стамбуле.
Находясь в эмиграции, Тимур Кожаоглу в настоящее время продолжает борьбу за Туркестан.
Мустафа Шокай, посвятивший всю свою жизнь независимости и целостности Туркестана, родился 25 декабря 1890 года по старому, 7 января 1891 года по новому календарю.
По словам Тимура Кожаоглу, паспорт Мустафы Шокая и другие официальные документы находятся в архивах «Фонда Аяз Исхаки Туркестан-Орал-Идил» в Анкаре.
В нем содержится справка о том, что уроженец Туркестанского края учился в Царском университете Петрограда в 1914 году, о прибытии в Париж в 1924 году и в Лондон в 1925 году.
Тимур Кожаоглу – ученый, который вносит свой вклад в изучение наследия Мустафы Шокая. Он составил сборник статей главы Туркестанской автономии, опубликованные в журнале «Жас Туркестан».
В настоящее время он работает совместно с Международной тюркской академией над изданием книги «Шокай жолы».
В завершение выступления Тимур Кожаоглу дал возможность участникам послушать вживую голос Мустафы Шокая.
Голос прошлого издалека
Наша цель – стремиться к дружбе, единству и братству не только в рамках Туркестана, но и со всеми народами в тюркских землях, со всеми в турецком мире, и продемонстрировать внешним врагам свою целостность. Мы очень верим, что достигнем своих целей. Единство Туркестанской молодежи, которая сегодня находится в Турции, которая заботится о судьбе своей далекой страны, которая болеет и горюет о своей родной земле будет служить счастью родины, – сказал Шокай в своем слове.
В 1927 году в Стамбуле был создан Туркестанский союз молодежи, и на латыни вышел журнал «Новый Туркестан» («Иені Туркестан»). Однако давление правительства Турции на журнал выросло, а его тираж сократился.
По этой причине в 1929 году Мустафа Шокай решил издавать журнал «Яш (Молодой) Туркестан» в Париже. В результате переговоров журнал получил финансовую поддержку от организации «Прометей» и правительства Польши.
Мустафа Шокай, прибыв в Берлин и встретившись с обучающимися там туркестанскими студентами, поручил подготовить первый номер журнала. Таким образом, изданию журнала приложили свои усилия туркестанские студенты.
Туркестанские студенты в Германии
По словам Искандера Гилязова, директора Института татарской энциклопедии и краеведения Академии наук Татарстана, в 1922-1927 годах в Германию на учебу приехали около 300 студентов из Туркестанского края. По словам ученого, среди них было около 15 казахов.
«В то время молодому Советскому государству нужны были образованные специалисты. Во-вторых, новообразованное государство могло прикрываясь ими направлять за границу своих шпионов. Однако информация о тюркской молодежи, которая там училась, в настоящее время изучается. В Узбекистане вышли хорошие исследования. Среди этой молодежи многие получив образование, вернулись. Некоторые остались в Германии. Есть те, кто уехал в Турцию. Среди тех, кто вернулся в Советский Союз, есть и те, которые были репрессированы как шпионы».
Миссия журнала «Яш Туркестан» и новая веха Туркестанской идеи
На первой полосе первого номера журнала написано «Ежемесячный журнал, служащий идее Туркестана».
Редакция журнала в феврале 1930 года переехал в Берлин. Материалы этого журнала в то время были востребованы не только в Туркестане, но и в Китае, Японии и Индии, издавались на многих языках. Сам Мустафа Шокай говорил и писал на десяти языках.
Во вступительной статье «Наш путь» Мустафа Шокай так описал миссию «Яш Туркестан»: «Мы, приверженцы идеи независимости Туркестана, будем бороться за права и за освобождение покоренного туркестанского народа. У туркестанцев не было другого выбора. Ни сейчас, ни дальше”.
То, что первая встреча, посвященная тридцатилетию независимости, посвящена 130-летию выдающегося деятеля тюркского мира, символично. Мечта Мустафы Шокая сбылась. В Туркестане были созданы независимые государства, и идея туркестанского и тюркского сотрудничества достигла большой вехи. Крупные кооперационные организации, такие как Тюркский совет, Тюркская академия, Тюрксой, ТЮРКПА, Фонд тюркского наследия, работают вместе. Так что идея Мустафы Шокая и сегодня жизнеспособна, – подчеркнул президент Международной Тюркской академии Дархан Кыдырали.
Как дошла до запада информация о положении народов Туркестана
После статьи президента Касым-Жомарта Токаева «Тәуелсіздік бәрінен қымбат» Туркестанская идея Шокая должна теперь получить новый импульс. Касательно типа государственности в стране существуют разные мнения. «У Алихана Бокейхан носил идею о создании национального государства, в то время как Мустафа Шокай поддерживал создание Туркестанской федерации», говорят у нас. Однако, такое толкование однобокое. Напомню кое-что. Бокейхан радел не только о национальном государстве. В какой-то степени он поддерживал идею целостности тюркских народов тоже. Например, во время переговоров в Уфе в 1918 году Алихан Бокейхан и Заки Валиди подписали договор о создании казахско-башкирского государства. Это очень интересный факт, – говорит Мамбет Койгельды, ученый, профессор, академик, изучающий тему «алаш» еще с советских времен.
По словам ученого, Заки Валиди Тоган оставил подробную информацию об этом событии в своих мемуарах.
Когда он спросил во время встречи с Лениным в 1919 году о судьбе этого соглашения, вождь пролетариата уклонился от прямого ответа.
Оказывается, вопрос о казахско-башкирском совете рассматривался руководством Советского Союза. Заседание прошло под председательством Калинина и Рыкова. В этой встрече принял участие Мирсаид Султангалиев.
Позже Ваки Валиди в своих мемуарах зафиксировал его мнение о собрании: «Цель этой встречи – разделить мусульман Волго-Уралского бассейна и Средней Азии, а цель русских и ЦК – нездоровая. Встреча показала, что Советы продолжают колониальную политику царского правительства и разрушают национальные республики. Предложение о создании Казахско-Башкирской республики не нашло поддержки. Таким образом, вопрос объединения восточных тюрков на государственном уровне был решен в пользу русских». Выводы самого Заки Валиди такие: «Если бы такое государство было создано в то время, оно проложило бы путь к тюркскому единству, к объединению мусульман Уральско-Поволжья и Средней Азии, и следовательно советскому руководству эта идея была не по нраву».
Мамбет Койгельды отмечает, что Мустафа Шокай через издание «Яш Туркестан» осведомил Запад и сам народ Туркестана о положении разных национальностей этого края и это имеет огромное историческое значение.
Патриотизм начинается со знания истории
– Понятие любви и патриотизма начинается со знания истории. Мустафа Шокай заложил основы общетюркской идеи. В мире проживает более 200 миллионов тюркских народов. Во-первых, нужна идея их единства и партнерства. Во-вторых, нам нужна идея, объединяющая самих казахов. Сейчас население разделено на русско- и казахскоязычных, и языковой вопрос стоит очень остро. Есть те, кто признает государственный язык, и те, кто не признает.
Кроме того, существует проблема национальной топонимики. Названия городов, возникших во время колонизации, не изменились. Пять миллионов казахов живут за границей, примерно в пятидесяти странах. Нам нужна сильная идея, объединяющая всех нас. К сожалению, идея Мустафы Шокая об объединении всего тюркского народа, которая была озвучена сто лет назад, все еще актуальна. Думаю, что его идеи и оказание ему почестей укрепят независимость Казахстана», – сказал директор Института истории и этнологии имени Ш. Валиханова Зиябек Кабылдинов.
Два гиганта национально-освободительного движения
По словам профессора, заведующей кафедрой всеобщей истории Института истории и этнологии им. Ш.Валиханова Гульжаухар Кокебаевой: «В национально-освободительном движении Казахстана есть две великие фигуры. Один из них, Мустафа Шокай, продвигал идею целого Туркестана, а Алихан Бокейхан – идею Алаша, идею создания отдельной казахской автономии. Поэтому у движения была своя идеологическая платформа и свои направления».
Ученый изучала деятельность Шокая в Европе.
По ее словам, тюркские эмигранты подняли освободительное движение тюркских народов на международный уровень. Они возродили Туркестанский национальный комитет и ассоциацию. Эта организация стала членом организации «Прометей». Это было похоже на политический клуб. К нему присоединились отдельные национальные объединения, национальные организации не русских народов, покинувших советскую страну. От Туркестанского национального объединения в руководящий комитет Прометея вошли два человека – Мустафа Шокай и Осман Ходжа.
В России, в стране правопреемника Советского Союза, «Прометей» до сих пор называют шпионской организацией. В Германии его именуют «темной организацией». Почему его ненавидят Россия и Германия? Потому что эта организация была основана в Польше. Финансировалась польским правительством. Понятно, за что его ненавидят, говорит она.
Но документы, хранящиеся в польских архивах, говорят, что она не была шпионской организацией, сообщила историк.
А Мустафа Шокай и Осман Ходжа были известными людьми, таких людей невозможно использовать в качестве шпионов. Им давали псевдонимы не для шпионажа, а для защиты секретов представителей разных национальностей, присоединившихся к организации. Основной целью Прометея была поддержка национально-освободительного движения угнетенных народов Советского Союза, которые покинули ее»,- отмечает профессор.
Мечта оправдать имя Мустафы Шокая
В Казахстане Шокая не называют предателем или шпионом.
Однако теперь мы должны оправдывать Шокая не только в Казахстане, но и на международном уровне от таких ярлыков как шпион и предатель. Особенно на постсоветском уровне. В России по-прежнему негативно относятся к Шокаю. Мы должны обосновать это не только морально, но и теоретически. Мустафа Шокай умер 27 декабря 1941 года, перед формированием Туркестанского легиона. А он был образован весной 1942 года. Тема Туркестанского легиона совсем другая тема, – говорит профессор Гульжаухар Кокебаева.
По ее словам, в 1922 году Советское правительство издало указ о лишении гражданства СССР лиц, не получивших советский паспорт до июня этого года. Это означает, что ни Мустафа Шокай, ни Осман Ходжа, ни другие эмигранты, находившиеся в то время за границей, не были гражданами СССР. Таким образом, они боролись за национальное освобождение своих родных народов, но не были предателями или шпионами. Поэтому ученые тюркского мира должны объединить усилия, чтобы оправдать его имя, – призвала она.
Шокай: Не может быть национальной независимости без национального духа
По словам Абдижалела Бакира, научного директора Исследовательского центра по Шокаеведению при Кызылординском государственном университете имени Коркыт Ата, в статье 1935 года Мустафа Шокай писал, что Туркестан состоит из четырех частей. Это казахские края: Семей, Акмолинская, Тургайская и Уральская области, Туркестанский край: Жетысу и Сырдарьинская области, а также Ферганская, Самаркандская и Закаспийская области, Бухарское и Хивинское ханства.
Ученый говорит, что между идеей Алаш и Туркестанской идеей не было стратегической разницы, а была только тактическая.
По его данным, Мустафа Шокай написал более тысячи статей, более двухсот из которых непосредственно посвящены Туркестанской идее.
Мы не должны забывать, что выступая по радио Берлина в 1936 году, на съезде туркестанской молодежи он подчеркнул, что умереть ради Туркестанской идеи должна быть целью и миссией для всех. В своем выступлении Мустафа Шокай сказал: «Не может быть национальной независимости без национального духа. Национальный дух взрастает в недрах национальной независимости». И сегодня мы мало обращаем внимание на национальный вопрос и не в состоянии поднять национальный дух. Как мы можем говорить о национальном духе, когда мы теряем родной язык. Также мы пока еще не смогли полностью передать идею Мустафы Шокая следующим поколеням, – отметил Абдижалел Бакир.
По его словам, 500 статей Мустафы Шокая на русском языке, 200 на чагатайском, 21 на турецком, 130 на французском, а также на английском, немецком, польском, узбекском и грузинском языках все еще не переведены.
Однако президент Международной Тюркской академии Дархан Кыдырали выразил уверенность, что все инициативы, связанные с изучением и ознакомлением наследия Мустафы Шокая, точно будут реализованы в этом году.
3 октября – День тюркского сотрудничества. Такое решение было принято на саммите в Нахичевани. Это и день основания Международной Тюркской академии. Понятие о тюркском мире стало общим термином не только в научном сообществе, но и в целом. Это больше не раздражает чьи-либо уши. Это большое достижение. Понятие «тюркский мир» сейчас в тренде, – заключил Дархан Кыдырали.
Автор: Толеген Жанбота