Зейнеш получила инвалидность в результате ДТП. Врачи собрали кости ее правой руки из кусочков и ей было сделано десятка операций. Сейчас ее рука, с железом внутри, изогнута. В добавок к своему несчастью, во время всех этих операций она еще и заразилась гепатитом.
Как инвалид 3 группы она получает пособие в размере 41 163 тенге. Во время карантина она не смогла получить помощь от государства в виде компенсации коммунальных услуг в размере 15 тысяч тенге. Потому что она снимает квартиру в городе. А помощь получили только те, кто имеет в Алматы свое жилье.
На работу не может устроиться. К тому же людей ее возраста, свыше 40 лет, никто на работу не берет. Поэтому она вынуждена влачить жалкое существование почти что впроголодь, на госпособие, которое едва превышает прожиточный минимум. На 1 квартал 2021 года он составляет 36 656 тенге.
По информации Управления социального благосостояния города Алматы, в мегаполисе живет 54 595 человек с инвалидностью. А также 29 212 человека или 5 920 семьи получают адресную социальную помощь (АСП).
Напомним, что приказом министра национальной экономики № 503 были утверждены научно обоснованные физиологические нормы потребления продуктов питания. Согласно этим нормам, среднее потребление мяса и мясопродуктов установлены на уровне 78,4 кг в год.
Таким образом, социально-уязвимые 83 807 алматинцев должны потреблять 6 570 469 кг (83807х78,4) мяса.
«По официальным данным, в Алматы живет 1,9 млн человек. При среднем потреблении мяса в 68-78 кг на человека, в год алматинцы съедают 133-140 тыс тонн мяса (говядина, птица, курица – вместе). Если взять потребление мяса как 78 кг в год, то 18 млн казахстанцев съедают в год 1,4 млн тонн говядины, курятины, рыбы вместе. Не знаю, как сейчас, но в 2018 году Казахстан произвел 477 тыс тонн говядины. Можно с большой долей уверенности заявлять, что мы себя мясом не обеспечиваем», говорит финансист Расул Рысмамбетов.
Несмотря на такие огромные цифры, акимат Алматы в лице СПК (социально-предпринимательская корпорация) организовала поставку говядины по фиксированной отпускной цене всего 63 750 кг. При этом была выбрана самая дешевая лопаточно-грудная часть.
Как сообщили в акимате, «24 ноября 2020 года заключен договор займа c ТОО «Asyl Meat» на сумму 42 047 880 тенге (средства выданы 30.11.2020 г.), на общий объем продукции – 63 750 кг. Продукция реализовывается в 6 фирменных магазинах «Асыл Ет» по цене – 1850 тг/кг и в 65 магазинах категории ВС по цене – 2050 тг/кг».
Следует отметить, что с 2019 года закупка продовольствия в Стабилизационный фонд города Алматы не производится.
СПК реализует механизм стабилизации цен путем предоставления займов субъектам предпринимательства.
Средства для стабилизационного фонда выделены сроком на 3 года, выдаваемые займы являются возвратными.
В соответствии с «оборотной схемой», акимат города Алматы предоставляет практически беспроцентные (0,01%) кредиты субъектам торговли.
СПК Алматы получил заем от управления предпринимательства и инвестиций города «в рамках сдерживания цен» на продукты.
В 2020 году для формирования стабфонда и выдачу займов выделено 7 млрд. тенге, из них 2 млрд. тенге – в декабре 2019 года, 5 млрд. тенге в марте 2020 года.
«Много это или мало – 7 млрд тенге? В среднем на оптовом рынке Казахстана на руках у производителя бычок стоит где-то 215-250 тыс тенге за голову при весе 250-350 кг (оптовая цена, ВКО или Актобе). Убойный выход мяса с одного бычка – 55%, но сейчас в конце зимы – 42-43% от веса, что составляет около 1,5 тыс тенге за кг мяса. То есть на 7 млрд тенге можно купить 4,7 тыс тонн мяса. В разбивке на продукты – можно купить 800-900 тонн мяса, десятки тонн картофеля, макарон и других продуктов», отмечает Р.Рысмамбетов.
По разным расчетам, алматинцам нужно 1 миллион тонн продовольствия в год.
То есть, можно сделать вывод, на средства, выделенные акиматом Алматы «для стабилизации цен», можно купить «мясо на один зуб».
На эти деньги можно купить 42 047 880/1850= 22 728 кг мяса.
На наш вопрос «почему средства рассчитаны на 63 750 кг», в управлении отметили, что «этот расчет основан на себестоимости лопаточно-грудной части говядины».
Получается, что килограмм мяса оценено на 42 047 880/63 750=659,57 тенге.
Но в управлении нас заверили, что единственная торговая компания, получившая дешевый кредит, зарабатывает отсилы 50 тенге поверх себестоимости.
Разве такое количество мяса стабилизирует рынок? Или акимат просто ради показухи делает неуклюжие попытки, помогая при этом только одной торговой компании почти дармовым кредитом?
На такой вопрос в управлении ответили, что поставщики не соглашаются на удешевление продукции. По их словам, они провели переговоры почти с 20 компаниями, поставщиками. Однако, согласилась только одна, ТОО «Meаt Processing and Service», который, как позже выяснилось, является акционером ТОО «Asyl Meat».
ТОО «Meаt Processing and Service» – это откормочная площадка на 3000 голов КРС с мясоперерабатывающим комплексом.
Сфера деятельности: «выращивание зерновых и зернобобовых культур, включая семеноводство, переработка и консервирование мяса, смешанное сельское хозяйство».
Тем временем, в Алматинской области есть 8 откормплощадок и 10 репродукторов. Общее поголовье около 43 000.
По данным subsidy.plem.kz, в 2020 году в Алматинской области 361 хозяйство получило субсидии за приобретение отечественного племенного крупного рогатого скота мясных и мясо-молочных пород на сумму 861 420 000 тенге. (Данные из сайта https://subsidy.plem.kz/. Нужно отметить, что информация по субсидиям на этом сайте размещается неудобно и не указывается общая сумма субсидий. Из-за этого мне пришлось вручную посчитать всю сумму по всем этим 361 заявкам).
На эту сумму можно купить 5743 голов КРС из расчета 150 000 тенге на голову.
Такое поголовье никак не обеспечит рынки Алматы и Алматинской области.
В то время, статья 19-3 Закона РК «О государственном регулировании развития агропромышленного комплекса и сельских территорий» гласит, что «Продовольственная независимость Республики Казахстан по видам продовольственных товаров считается не обеспеченной, если их годовое производство в республике составляет менее восьмидесяти процентов годовой потребности населения в соответствии с физиологическими нормами потребления».
«Важно отметить, что Стабфонд – не для того чтобы раздавать еду бесплатно, а чтобы ликвидировать дефицит каких-то товаров – поставить в магазины в рамках социальных акций», говорит Р.Рысмамбетов.
Однако, ни СПК, ни получатели дешевых кредитов, не проводят интервенцию как социальную акцию, а поставляют на общий рынок Алматы.
Зачастую, нуждающиеся в такой социальной продукции, не знают о действиях акимата. Они не знают, где именно она продается.
Вот список фирменных магазинов под торговой маркой «Асыл ет», где продается лопаточно-грудная часть по цене 1850 тг/кг:
- ул. Ауезова 169
- ул. Толе би 130 Б
- мкр. 10 А, д. 13
- мкр. Жетысу 3, д. 1 А
- ул. Сатпаева 64 В
- мкр. Орбита, ул. Щепкина 39/Мустафина 39
Чтобы убедиться в факте продажи дешевой говядины несколько раз ходила в фирменные магазины ТОО «Asyl Meat».
В первый день моего прихода в торговой точке на Мустафина 39 не было так называемой «дешевой говядины».
Девушка-продавец была не в курсе, что такое мясо продается по договору со стабфондом. Она мне сообщила, что это мясо поступает не всегда и не каждый день. По ее объяснению, они заказывают его по мере продажи. Оказалось, но и после заказа такое мясо не сразу поступает. Девушка мне сказала, чтобы я пришла завтра к 11 часам дня. Однако, мясо на следующий день тоже не поступило.
Тогда я настояла, чтобы она мне сообщила когда поступит такое мясо. Она обещала мне позвонить. Но в течение недели от нее не было звонков. По прошествии нескольких дней она мне все-таки наконец-то сообщила, что долгожданное мясо поступило.
Ранее она мне сказала, что если я хочу купить такое мясо, мне нужно поехать в центральный фирменный магазин компании, который был далеко от моего дома.
В другом фирменном магазине на ул. Сатпаева, при моем посещении такое мясо было.
Однако информации, что это за мясо не было написано. Только возле весов была надпись:
Что за «мясо по фиксированной цене» и кому оно предназначено продавец также не смог пояснить.
В третьем магазине по адресу ул. Ауезова 169 мясо по фиксированной цене тоже было, но уже замороженное.
На мой вопрос «что это за мясо», девушка продавец ответила, что это «мясо на кости. МСК». Она сообщила, что такое мясо поступает раз в неделю. При этом мне посоветовала купить такое же, но свежее мясо уже по цене чуть дороже.
Из надписи «грудинка по фиксированной цене» не поймешь, для кого оно.
Получается, что компания получила около 42 млн тенге дешевого кредита, но поставки нерегулярные, тот кто нуждается в таком мясе никак не может узнать, что есть такая продукция по стабфонду. Об этом нет никакой информации и она не указано нигде. Даже продавцы не знают, что за мясо они продают и для кого оно предназначено.
На мое «обвинение» предствитель сообщил, что компания занимается этим ради социальной ответственности. По его информации поставляют в месяц около 200 тонн мяса в 60 с лишним точек и из-за этого «замораживает» мясо. По идее замороженное мясо должно быть дороже, чем свежее, так как процесс заморозки требует затрат.
Предствитель же Управления предпринимательства города отметил, что они проводили переговоры почти с 20 компаниями, уговаривая зафиксировать цену на мясо. Однако, по его словам, согласилась только одна компания «Асыл ет». Получается, акимат вынужден уговаривать бизнес на снижение цен, а те в ответ не соглашаются. Но от субсидии от государства они не отказываются и каждый раз готовы «терроризировать» государство, пугая поднятием цены.
По информации Управления предпринимательства и инвестиций города Алматы, на сегодня, в стабилизационном фонде мегаполиса имеется 2199 тонн продукции. Из них, 699 тысяч литров подсолнечного масла и 1500 тонн сахара.
Управление также предоставило список субъектов предпринимательства, с которыми заключены договоры на реализацию продовольственных товаров социального значения:
получатель | Сумма займа | Срок получения | Срок возврата | Сумма возврата | По каким позициям товаров |
ТОО «Magnum Cash&Carry» | 1 500 000 000 | 10.10.2019 г. | 31.05.2020 г. | 500 000 000 тенге | по 4 СЗПТ (социальнозначимые продтовары) |
ТОО «Magnum Cash&Carry» | 3 622 314 649 тенге | стабилизации: апрель – сентябрь 2020 г. | 12 позиций СЗПТ | ||
ТОО «Magnum Cash&Carry» | 2 112 314 515 тенге | на период с октября по декабрь 2020 г. | 31.12.2020 г. | 10 позиций СЗПТ | |
ТОО «Сабыржан Company» | 255 089 470 тг | 19.11.2020 г. | 7 позиций СЗПТ | ||
ТОО «ХБК «Аксай» |
607 705 000 тг. | 1 СЗПТ (хлеб) | |||
ТОО «ХБК «Аксай» | 392 295 000 тенге | ожидается банковская гарантия | 1 СЗПТ (хлеб) | ||
ТОО «Asyl Meat» | 42 047 880 тг | на период до апреля 2021 | 1 СЗПТ (мясо говядины) |
При этом как такового фонда у города нет. Вся продукция находится у самих торговых компаний. «Асыл ет» по договору должен фиксировать цену до апреля 2021 года.
По данным Министерства торговли интеграции РК, формирование региональных стабилизационных фондов продовольственных товаров предполагает проведение закупочных интервенций, размещение и хранение продовольственных товаров в региональном стабилизационном фонде.
Для формирования стабфондов финансовые средства ежегодно выделяется из местного бюджета.
По информации МСХ РК, в прошлые пять лет выделены следующие денежные средства:
То есть из местных бюджетов выделено всего 8 миллиардов 698 миллион 240 тыс тенге, а на предоставление займа субъектам предпринимательства – 11 миллиард 801 миллион 850 тыс тенге. Итого 20 миллиард 500 миллионов 090 тыс тенге.
Если казахстанцы по нормам должны съедать в год 1,4 млн тонн мяса, то требовалось бы (1400000000×1500=2100000000000) 2 триллиона 100 миллиардов тенге.
А на 20 500 090,00 тенге можно купить 13 666 727 кг, или 13 666, 727 тонн мяса. Как говорится, опять «мясо на один зуб».
Министерством сельского хозяйства в 2019 году были разработаны Типовые правила механизмов стабилизации цен на социально значимые продовольственные товары.
Согласно Типовых правил, перечень продовольственных товаров, закупаемых в региональный стабилизационный фонд определяется комиссией, а закупку продукции осуществляют Социальные предпринимательские корпорации (СПК).
Несмотря на наши два запроса, акимат Алматы отказался нам давать полный список членов комисии. Для этого, по информации акимата, нужно было согласие членов самой комиссии, которых мы не знали на тот момент.
Однако, полный список членов комисии предоставил нам СПК «Алматы»:
- Председатель комиссии, заместитель акима г. Алматы – М. Кикимов;
- Заместитель председателя комиссии, заместитель руководителя КГУ Управление предпринимательства и инвестиции г. Алматы –К.Абдижаббарова;
- Заместитель президиума объединения юридических лиц «Ассоциация торговых и промышленных предприятий» – Ш. Акылбаева;
- Заведующая отделом КазНИИ экономики АПК и развития сельских территорий – Ш. Акимбекова;
- Председатель комиссии по предпринимательству, туризму и сельскому хозяйству Общественного совета г. Алматы – Б. Джапаров;
- Депутат Маслихата IV-го созыва города Алматы – С.Козлов;
- Президент Казахстанской Ассоциации сахарной, пищевой и перерабатывающей промышленности – А. Наурзгалиева;
- Заместитель директора Объединения юридических лиц «Ассоциация предприятий масложировой промышленности Республики Казахстан» – Н.Солохина;
- Заместитель директора по социальным вопросам Палаты предпринимателей г. Алматы – А. Ашметов;
- Председатель Территориального объединения «Профсоюзный центр города Алматы» – З.Умирбаева.
В соответствии с Типовыми правилами, комиссия принимает решение по определению перечня продовольственных товаров, закупаемых в фонд и предельной торговой надбавки по ним.
Акимат отмечает, что при принятии решения учитывается доля на рынке, объемы реализации с целью максимального охвата населения.
Следует особо отметить, что проведение тендеров или госзакупок для определения получателей средств стабфонда по существующим правилам не требуется. Для этого ТОО «СПК Алматы» принимает заявки от субъектов предпринимательства. Он публикует объявление о начале и конце сбора заявок.
Как сообщили в акимате, в рамках, выдаваемых из Стабфонда «оборотных» льготных займов в 2020 году были получены заявки от ТОО «Magnum Cash&Carry», ТОО «Сабыржан компани» (Тоймарт), ТОО «Asyl Meat», ТОО «ХБК «Аксай», ТОО «Meаt Processing and Service», ТОО «Gold trade Almaty».
Из всех этих компаний поддержали всех, кроме ТОО «Gold trade Almaty». Их не удалось найти для выяснения причины отказа.
При этом цены стабилизируются фиксированием цен.
Механизм определения получателей средств стабфонда не прозрачен.
Если получение средств ТОО «Magnum Cash&Carry» и ТОО «ХБК «Аксай» акимат объясняет соответствием требованиям Типовых правил, то об остальных не поясняет.
Из добытой нами информации можно сделать вывод, что средства совершают движение по схеме: СПК – розничный продавец. И все. А самое главное звено цепочки как производитель в основном остается вне системы и внимания, не считая ТОО «ХБК «Аксай нан».
Но и ТОО «Magnum Cash&Carry», и ТОО «ХБК «Аксай нан» принадлежат не последним людям Казахстана.
По данным forbes.kz, контролирующим собственником и основателем Magnum Cash&Carry был Александр Гарбер (№27 рейтинга), и его жена Элина Пугач (ее доля 15%). До 45% доли принадлежали Вячеславу Киму (№8 рейтинга).
В конце 2019 года долю Гарбера купил ТОО «Дочерняя компания Caspian Trading Investment Co. Ltd» (CTI), ранее аффилированное с Вячеславом Кимом. Однако в феврале 2019 года Ким вышел из состава участников CTI. Таким образом, на сегодняшний день единственным участником Magnum является ТОО «Дочерняя компания Caspian Trading Investment Co. Ltd», владельцами которого числятся Данияр Арынгазиев и Александр Роденков. Вячеслав Ким остается в течение пяти лет председателем наблюдательного совета компании. (Приключения «Магнума». Как крупнейшая сеть РК искала деньги на развитие и сменила хозяев — Forbes Kazakhstan)
ТОО «Хлебобараночный комбинат «Аксай» – крупнейшее в стране хлебопекарное предприятие. Принадлежит предпринимателю Рашиту Сарсенову (№6 в рейтинге богатейших и №7 — самых влиятельных бизнесменов Казахстана) и его сыну Эльдару Сарсенову через ТОО ПО «Ардагер». ТОО «ХБК Аксай» выпускает продукцию под брендом «Аксай нан».
В связанных компаниях значатся: АО «Нурбанк» и группы компаний: (ТОО «Гелиос», ТОО ” BSB Французкий дом”, ТОО “Caspian food”, ТОО “Хлебобараночный комбинат Аксай”, ТОО “Восток Бройлер”, АО “ВК-Мукомольный комбинат”, ТОО “Прииртышская Бройлерная Птицефабрика”).
Учитывая, у кого Р.Сарсенов купил АО «Нурбанк», можно легко догадаться об его связях с властью.
При существующем механизме стабилизации цен прослеживаются неэффективность и коррупционные схемы.
Непонятно каким образом отбираются торговые компании, процесс ценообразования не ясен до конца, вызывают большие сомнения размер стабилизационного запаса, непонятно у кого торговые сети закупают продтовары. Хотя, то что нам непонятно это не означает что это незаконно. Однако, все эти вопросы требуют ответа и прозначности.
Как сообщили в акимате, «коммерческий договор между АО «СПК» и иными субъектами торговли регулируется положениями Гражданского кодекса и стороны обязуются сохранять строгую конфиденциальность финансовой, коммерческой и иной информации, полученной друг от друга, а также конфиденциальность условий договора».
При этом, по информации антикоррупционной службы, в результате мониторинга деятельности стабфондов, выявлены следующие коррупционные риски и механизмы:
– продовольственные товары не закупаются у производителей;
– выявлены случаи закупа у компаний, специализирующихся совсем в других сферах (например, был случай закупа продтоваров у компании, занимающейся строительно-монтажными работами); Однако, Антикор (Агенство РК по противодействию коррупции) сообщив об этом факте сами, потом отказались называть компанию. При этом служба на наш новый запрос прислала скопировав часть предыдущего своего ответа. Причину такого поведения мы не поняли.
На наше письмо руководству антикора Алику Шпекбаеву по электронной почте получили такой ответ:
«В 2020 году Антикоррупционной службой зарегистрировано два досудебных расследования в отношении социально-предпринимательских корпораций, ответственных за формирование стабилизационных фондов продовольственных товаров Жамбылской и Костанайской областей. Досудебное расследование прекращено за примирением сторон (в порядке ст.35 ч.1 п.12 УПК РК – ст.68 ч.1 УК РК), причиненный государству ущерб был полностью возмещен».
– Также, ранее антикор отмечало, что в правилах реализации механизмов стабилизации цен на социально-значимые продовольственные товары, формируемых МИО, четко не определена ответственность должностных лиц;
– отсутствие или недостаточность информирования населения о местонахождении торговых объектов, осуществляющих товарные интервенции по сниженным ценам; Когда мы посетили все магазины «Асыл ет», везде было написано только «мясо по фиксированной цене». Что это за цена и почему малообеспеченные люди удостоились только костлявого мяса, ответа нет.
– аренда у третьей стороны складов по причине отсутствия мест хранения закупаемых продовольственных товаров; Как мы отметили ранее, в Алматы как такового фонда и склада, где хранятся запасы, нет. Запасы должны хранить сами торговые точки, которые получили льготный кредит. В СПК на наш вопрос о том, как часто они контролируют продажу по фиксированным ценам, они сослались на договор.
– отсутствие в составе региональных комиссий по обеспечению реализации механизмов стабилизации цен на СЗПТ представителей общественности и СМИ. Да, на самом деле в региональной комиссии Алматы нет ни одного представителя СМИ и общественности. Там только представители акимата и бизнес-объединений.
В 2020 году было зарегистрировано в этой сфере несколько уголовных дел. Об этом было сообщено в ответе Антикор на наш первый запрос.
К примеру, в результате оперативно-розыскных мер департамента по Жамбылской области агентства был раскрыт факт присвоения одним ТОО бюджетных средств в размере 77,6 млн тенге, которые были расхищены при поставке 1 450 тонны муки 1 сорта.
В Костанайской области были расхищены представителем одного ТОО 98 млн тенге, которые были выделены на формирование стабилизационного фонда продовольственных товаров. Эта сумма направлялась на поставку 700 тонн картофеля.
В качестве итога:
«Сейчас казахстанцы тратят половину своих расходов на продукты питания, как говорит статистика, а значит средняя алматинская семья тратит не менее 150 тыс тенге в месяц или около 40-50 тыс тенге на человека в месяц, а значит можно прикинуть, что не 75 млрд тенге в месяц на продукты питания тратят алматинцы. Это конечно больше стабфонда, однако и стабфонд нужен для острых случаев, при дефиците и только для малоимущих», подчеркнул Р.Рысмамбетов.
Автор: Жанбота Толеген