Национальный банк совместно с АО «Национальная платежная корпорация» подвели итоги первого года работы Антифрод-центра, а также представили дальнейшие планы работы, передает Toppress.kz.
Стоит отметить, что Антифрод-центр объединяет банки, правоохранительные органы и операторов связи для борьбы с мошенничеством. На сегодня к Антифрод-центру подключено более 200 участников.
Директор Департамента платёжных систем НБК Ерлан Ашыкбеков отметил, что с запуском работы Антифрод-центра был предотвращен ущерб на сумму свыше 2,5 млрд тенге, зарегистрировано свыше 60 тысяч инцидентов. Наиболее распространены случаи телефонного мошенничества (22%), лжеинвестирования денег и операций, связанных с «дропперскими» карточками (19%).
«Сегодня как раз в Мажилисе будет принята новая поправка, которая направлена на повышение эффективности работы Антифрод-центра. Мы внесли ряд нововведений касательно упрощения и обеспечения оперативного возврата денег пострадавших – ранее заблокированные средства не могли возвращаться обратно к пострадавшим без решения суда. Эта процедура упростится на основании подтвержденной информацией по органам внутренних дел и прокуратуры. Также проводится работа по интеграции с сотовыми операторами – теперь их антифрод системы будут интегрированы с нашим. Это все проводится в рамках расширения обеспечения эффективной работы модели взаимодействия антифрод-центров», – отметил спикер.
В свою очередь руководитель цифровой трансформации, советник Председателя НБК Бинур Жаленов отметил, что надо понимать, что антифрод-центр будет формировать коллективный иммунитет у всех участников финансового рынка.
«И мы надеемся, что такое партнерство сможет нас привести к успеху. Должна быть усилена работа в координации разных структур, потому что не существует ни одного органа, который может полностью отследить весь жизненный цикл мошенничества. Мы прекрасно осознаем, что полностью не решаем проблем с кибермошенничествам, однако за первые десять месяцев работы это попытка начать системное построение фундамента. Считаем, что национальная и технологическая база заложена. Но пространства для развития еще очень много», – говорит спикер.
Председатель правления Национальной платежной корпорации Жанар Самаева представила аналитику за 10 месяцев, где рассказала о типах по определенному виду мошенничества, прогнозы по ним и транзакции.
«Анализ проводится постоянно по имеющимся инцидентам. Мошенники используют схемы и практики из других стран мира, но в основном из Бразилии и России, так как по финансовой сфере наши страны схожи. В этом году мы сосредоточены на сессионной деятельности, которая анализирует поведение клиентов. В 3 квартале текущего года Антифрод-центр запустит сессионный антифрод, который будет отслеживать подозрительную активность клиентов банка и блокировать счета. В следующем году планируется внедрение транзакционного антифрода, который позволит блокировать счета, тем самым сохраняя деньги клиентов», – отметила Жанар Самаева.