Национальные проекты как новый инструмент планирования были разработаны взамен многочисленным государственным программам, согласно новой Системе госпланирования (утверждена в феврале т.г.). По иерархической значимости нацпроекты наряду с концепциями развития отраслей расположены после Стратегии-2050, Общенациональных приоритетов, Национального плана развития, Стратегии национальной безопасности, а также Плана территориального развития страны, передает Toppress.kz.
Нацпроекты призваны стать конкретным инструментом реализации верхнеуровневых документов планирования через развитие сфер экономики в комплексе, без разделения на ведомственные компетенции. Фокус будет сделан на реализацию ряда четко обозначенных индикаторов. Также, чтобы заработала новая система госпланирования в полной мере, необходимо актуализировать планы развития регионов и отраслевые концепции.
13 октября Глава государства Касым-Жомарт Токаев утвердил следующие 10 национальных проектов: «Устойчивый экономический рост, направленный на повышение благосостояния казахстанцев» (куратор – МНЭ), нацпроект по развитию предпринимательства (МНЭ), «Сильные регионы – драйвер развития страны» (МНЭ), нацпроект по развитию агропромышленного комплекса (МСХ), «Зеленый Казахстан» (МЭГПР), «Технологический рывок за счет цифровизации, науки и инноваций» (МЦРИАП), «Качественное образование «Образованная нация» (МОН), «Качественное и доступное здравоохранение для каждого гражданина «Здоровая нация» (Минздрав), «Ұлттық рухани жаңғыру» (МИОР), Национальный проект «Безопасная страна».
Наиболее дорогим для госбюджета является нацпроект «Сильные регионы – драйвер развития страны». На него пойдет 4,8 трлн. тенге государственных средств и 2,8 трлн. тенге частных инвестиций. Дороговизна обусловлена масштабными вливаниями в инфраструктурные проекты и жилищное строительство. Меньше всего государственных средств потратят на реализацию проекта «Зеленый Казахстан».
Среди целевых индикаторов новых нацпроектов фигурируют те, что использовались для оценки работы госорганов ранее. К примеру, достижение доли выпуска МСП к ВВП в 35% переходит из одних стратегических документов в другие, но это объясняется важностью общей задачи по снижению роли государства в экономике.
Важной отличительной особенностью нацпроектов является персонификация ответственности. С этим связана некоторая осторожность разрабатывавших их ведомств. К примеру, заявлен целевой рост доходов населения на 27% к 2025 году по сравнению с 2020 годом, то есть ежегодный рост доходов должен составлять не менее 5,4%. При этом за январь-август 2021 года по сравнению с соответствующим периодом прошлого года реальный рост доходов составил уже 4,9% за счет эффекта низкой базы 2020 года.
Примечательно, что не все Общенациональные приоритеты, ранее утвержденные Главой государства, напрямую упоминаются в нацпроектах. К примеру, не упомянуто увеличение до 27% доли доходов 40% наименее обеспеченного населения в общих доходах, сокращение разрыва развития по ВРП на душу населения между регионами до 2,7. Это результат декомпозиции задач, которая предполагает, что при успешной реализации нацпроектов связанные с ними индикаторы будут достигнуты автоматически.
Важнейшей потребностью реализации нацпроектов является постоянный контроль гражданского общества, которое за последние несколько лет продемонстрировало стремительный рост сознательности. Ответственные министерства в свою очередь должны обеспечить прозрачность как с точки зрения исполнения мероприятий, так и с точки зрения финансирования, что повысит эффективность бюджетных расходов, ориентированных на результат.