Не так давно прогремел скандал, связанный с тем, что АО "Азия Авто" и АО "Азия Авто Казахстан" не исполнили свои обязательства по соглашениям с МИИР РК о промсборке. В течение семи лет после заключения соглашения компании должны были ввести в эксплуатацию технологическое оборудование по сварке и покраске кузова, но не сделали этого до сих пор. Редакция Toppress.kz решила разобраться в этом вопросе и обратилась за мнением к общественному деятелю Маргулану Борамбаю, который ранее также высказывался касательно данной темы.
– Холдинг «Бипэк Авто» долгие годы получал льготы из бюджета, в обмен на обещание построить новый автозавод в Казахстане. Завод так и не был построен спустя 10 лет. С чего началась эта история и как можно оценить ущерб, причиненный государственному бюджету по истечению стольких лет?
– Начиная с 2002 года до конца 2015 года «Бипэк Авто» накопило непокрытый убыток в размере 5,2 миллиарда тенге в бухгалтерском балансе. По результатам 2015 года генерировало убыток до выплаты налогов в размере 22 миллиарда тенге и было на грани банкротства, оно фактически «лежало на боку».
(Прим. ред. – Таким образом, в 2016 году вмешивается государство и кроме льгот по таможенным пошлинам и импорту, а также льгот по налогом с реализации, холдинг «Бипэк Авто» начинает получать дополнительные государственные субсидии.
Отдельно следует отметить размер льгот и преференций – что по сути тоже является субсидиями от государства для холдинга.
Льготы по НДС при импорте и по таможенным пошлинам, АО «Азия Авто» начало получать в 2010 году. Какие конкретно суммы льгот были получены – эти данные закрыты. Но они могут исчисляться сотнями миллиардов тенге. Наша редакция сделает запрос в уполномоченные органы и об ответе мы проинформируем наших читателей.
Льготы по освобождению от НДС с реализации, легко оценить, взяв 12% от объемов продаж автомобилей. Здесь сумма может составлять более половины триллиона тенге!).
Анатолий Балушкин получает государственные субсидии и льготы от государства в астрономических размерах! (прим. ред. – данные о суммах взяты из открытых источников. Ранее некоторые цифры были озвучены спикером в видео на его Youtube-канале).
Вот что мы имеем, а точнее имеет Балушкин. А мы в свою очередь не имеем ни нового завода, (который Балушкин обещал построить, но увы), не имеет качественной и новой линейки автомобилей, поскольку качество того, что сейчас выпускается, оставляет желать лучшего. Кроме того, выпускаемые автомобили имеют вхождение в Казахстан только лишь потому, что они закупаются у Балушкина нашим государством как казахстанское содержание из гос.бюджета. (Прим.ред. – термин «казахстанское содержание» (далее КС) означает уровень товаров, работ и услуг казахстанского происхождения, закупаемых у казахстанских компаний, который предусмотрен инвестиционными контрактами, контрактами на недропользование либо законодательством). Но и то, объем продаж у них небольшой.
– Но ведь ситуацию с Балушкиным все-таки можно считать беспрецедентной, поскольку выяснились новые подробности его деятельности, связанные с переводом средств за рубеж?
– Да, действительно. Только благодаря государственным субсидиям от Казахстана «Азиа Авто – Бипэк Авто» выжило, получило прибыль, но это не главное в данной ситуации, поскольку таких, как Балушкин, много, кто получает субсидии, но на выходе ничего нет. У Балушкина возмутительно то, что он, будучи в убытке и недееспособным без помощи нашего государства, выводит полученную от субсидий прибыль за границу. Так, казахские деньги Балушкин выводит в Россию – это мы знаем достоверно. Возможно, есть и другие государства и офшоры, куда выводятся эти средств.
В 2018 году они получили прибыль в размере 4,8 миллиарда тенге, при этом субсидий они получили 20 миллиардов тенге. И вот из них 81 процент ушел на выплату дивидендов акционерам компании, один только Балушкин сам получил 3 миллиарда тенге к себе в карман, а за 2017-2018 годы он вывел более 4 миллиардов тенге. И здесь должно быть такое, раз государство субсидирует эту прибыль, тогда государство должно вмешиваться и в распределение этой прибыль. Балушкин и его администрация не должны получать львиную долю от прибыли, потому что они не причастны к развитию предприятия, они сидят на государственном бюджете. Лучше бы данные средства вкладывались в развитие производства, а не отдавались акционерам.
– Как вы считаете, нужно ли требовать возврата в бюджет всех полученных холдингом «Бипэк Авто» льгот и преф ренций?
– Чтобы разобраться в сплетении этих рук, ног и так далее, здесь должен подключиться к работе счетный комитет и правоохранительные органы. Потому что ясно, что сам себе Балушкин не мог выписывать эти государственные субсидии. Наверняка есть лица, оказывающие ему покровительство. Но сама ситуация возмутительна. Казахстан платит деньги неэффективному предприятию, производство свое не развивает, а третьи лица выводят средства в другое государство. При этом Балушкин не пренебрегает попытками манипулировать общественным мнением, в сетях он пытается сподвигнуть своих, зависимых от него, работников выступать за него. Эти люди просто стали инструментов в руках владельца компании.
– Вы справедливо заметили, что PR-акции «Бипэк Авто» оформлены в русском стиле. Курорты, которые Анатолий Балушкин выкупает в Восточно-Казахстанской области – тоже оформлены в русском стиле. Если учесть, что свои активы он выводит в Россию, не кажется ли это странным в нашем независимом Казахстане?
– Помимо того, что было перечислено, Балушкин также является медийным магнатом, в Усть-Каменогорске он финансирует ряд местных СМИ. И вот в этих СМИ ведется пропагандистская работа, направленная на восхваление заслуг России. И если почитать эти региональные СМИ, то складывается ощущение, что читаешь саранский или воронежский вестник. Это не похоже на новости суверенного независимого Казахстана. Информационная повестка забита российскими инфоповодами и новостями. При этом, в данных СМИ встречаются комментарии сепаратистского характера, уничижительные по отношению к казахстанцам. То есть получается, что мы сами за казенные деньги продвигаем сепаратистские настроения против нас самих субсидируя производственную деятельность Балушкина, который стоит за рядом местных СМИ являющихся, по сути, рупорами российской пропаганды в регионе. Кроме того Балушкин финансирует мероприятия проводимые у нас российской стороной, например, бессмертный полк, оказывает помощь казачьим организациям также настроенным нелояльно по отношению к независимому Казахстану. Ну и наконец, нельзя упускать из виду тот факт, что он, в дополнение ко всему, Бабушкин является еще и депутатом областного маслихата.
Напомним, АО «Азия Авто» было создано в декабре 2002 года. На данный момент в группу компаний «БИПЕК Авто-Азия Авто», принадлежащие бизнесмену Анатолию Балушкину, входят АО «Азия Авто Казахстан», с долевым участием ТОО «Бипэк Авто Казахстан» – 75 % акций минус одна акция и ОАО «Автоваз» с блокирующим пакетом 25 % плюс одна акция. Еще с 2001 года предприятие начало получать государственную поддержку был подписан первый инвестиционный контракт «О государственной поддержке и предоставлении мер стимулирования инвестору, осуществляющему инвестиционную деятельность в приоритетных секторах экономики РК».
А в 2012 году между АО «Азия Авто Казахстан» и МИИР РК заключено соглашение о промышленной сборке моторных транспортных средств, согласно которому предприятие обязано было организовать сварку, окраску и сборку кузова. Но в апреле текущего года стало известно о расторжении этого контракта стороной «Бипэк Авто» и их неисполнении своих обязательств по договору.