За последние 10 лет количество воспитанников в детских домах Казахстана уменьшилось на 70%, а ждущих очереди на усыновление бездетных пар в разы больше. Некоторые из них идут на крайние меры – покупку детей, передает Toppress.kz со ссылкой на Первый Канал Евразия.
Цены, по данным канала, на младенцев начинаются от 500 тысяч тенге. Рассматривают также вариант рассрочки.
Жительница Кызылорды анонимно поделилась с телеканалом историей усыновления своего ребенка.
В детдоме детей нет. Там вы никогда не найдете. Они находятся в руках посредников, роддомов. Мы купили очень дешево, за 500 тысяч тенге. Они говорят, это бизнес, – рассказала казахстанка.
Журналистам также удалось с помощью социальных сетей найти потенциальных продавцов – они разместили объявление о покупке ребенка. Первой на сообщение откликнулась 30-летняя женщина, которая ждала девочку. По видео-разговору она озвучила свои условия: 150 тысяч тенге первые два месяца, а затем оплата больничного.
Второй продавщицей ребенка стала 17-летняя жительница Алматы, родные которой даже не знают об её беременности. Однако договорившись о встрече, девушка внезапно пропала и перестала отвечать на звонки.
Продать новорожденного сына за 1 миллион тенге согласилась и жительница Талдыкоргана, которая, по её словам, решилась на такой шаг из-за кредитов. Кроме того, у неё уже есть двое детей.
Почему казахстанцы не берут детей из детдомов, а покупают на черном рынке, объяснили в МОН.
Большинство родителей хотят завести маленьких детей в возрасте до 6-7 лет. К сожалению, из 4254 детей в детских домах, 87 процентов это дети старше 7 лет, – рассказал замглавы комитета по охране прав детей МОН Дулат Жекебаев.
Второй причиной является то, что у воспитанников детдомов бывают проблемы со здоровьем или отставание в развитии, но усыновители узнают об этом только когда ребенок уже находится в семье. Поэтому по статистике, ежегодно 20% усыновленных детей возвращают в детские дома.
Если вы покупаете одежду в магазине – вы можете забрать её. Если она вам не подходит, вы можете вернуть ее. Но ребенок – это не вещь, не материал, он – человек, – отметила соцпедагог Алтынай Аубакирова.