Все новые авто из Казахстана могут вывезти в Россию, считают некоторые аналитики. У соседей намечается затяжной кризис в автомобильной промышленности: продажи новых машин там упали на 70%, а цены выросли. Разница на одну и ту же модель по разные стороны границы начинается с миллиона рублей, рассказывают частные дилеры. Дело перекупщиков сейчас процветает. Только для примера: таможня Татарстана сообщила, что с начала года в регион «пригнали» 237 авто из нашей страны. Хотя еще год назад цифра равнялась четырем единицам, передает Toppress.kz со ссылкой на телеканал «Astana».
Уход автоконцернов и приостановка производства машин в России серьезно повлияет на казахстанский рынок. Импорт российских авто в нашу страну с февраля сократился почти в два с половиной раза и составил около пяти тысяч автомобилей. Северный сосед поставлял не только транспортные средства, но и комплектующие. Из-за этого в августе отечественным автопроизводителям пришлось приостановить выпуск некоторых эконом-моделей.
«В связи с логистикой и геополитической ситуацией не хватает каких-то деталей, компонентов. Это не значит, что моделей не будет вообще. Производство сейчас выстраивает логистические цепочки так, чтобы все-таки все эти модели были доступны казахстанцам», – утверждает вице-президент Ассоциации автомобильного бизнеса Казахстана Анар Макашева.
Эксперты считают, что весь казахстанский парк новых автомобилей может и вовсе уехать в Россию. Для тамошнего покупателя купить железного коня в Казахстане географически удобно, и экономически выгодно – из-за курса валют и низких таможенных пошлин. Разница на одну и ту же модель по разные стороны границы – до миллиона рублей. Рунет пестрит сайтами и форумами, на которых можно найти контакты и советы, как вывезти автомобиль из соседней страны.
«Не знаю как из России в Казахстан. Наоборот, без проблем по документам, но необходимо заплатить утильсбор», «Прокатит ли купить машину у казахов, пригнать в РФ и поставить на учет?», «Хочу купить в Казахстане электромобиль новый, растаможенный в Казахстане. Пропустит таможня или нет? Если да, то какие доплаты потребуются?», – пишут россияне.
Олег Нурмухаметов – частный дилер из России. В Нур-Султане помогает землякам с покупкой авто. Говорит, достаточно найти казахстанца, который приобретет машину в автоцентре и отправит в РФ. По такой схеме мужчина уже продал более пятидесяти легковушек и кроссоверов. Хотя начал совсем недавно, в июне.
«Первоначальным покупателем выступают казахстанские граждане, ну, формально. Чтобы произвести таможенную очистку. Мы выплачиваем все пошлины таможенные в Казахстане. Оплачиваем все эти портовые услуги, потом ставим автомобиль на автовоз и везем их в Россию», – рассказал консультант по покупке авто, частный дилер Олег Нурмухаметов.
Единственная трудность при этой схеме – конвертация рублей в тенге. Так как российские банки в отличие от казахстанских переводят деньги по «невыгодному» курсу, говорит частный дилер.
«Мои рубли вам зачислят по курсу, очень отличному от того, что дают обменники, Сбербанк, по-моему, по шесть рублей меняет и тогда выгода перестает вся быть», – говорит Олег Нурмухаметов.
Дело с казахстанцами иметь приятно, делится дилер. По его мнению, наша страна становится автомобильным хабом.
«Надо отдать должное, я не сталкивался с обманом со стороны казахстанцев, перекупов. То есть, если мы договорились за цену, по рукам ударили, отправили задаток, все. Казахстан же сейчас вообще автомобильным хабом таким становится. У вас есть порты, и в эти порты приходят очень много машин транзитных, которые для казахстанского рынка и не подразумевались», – утверждает он.
Вот только когда это будет играть на руку самим казахстанцам, неясно. К слову, в «КазАвтоПром» сообщили, что приостановка импорта немецких автомобилей Казахстану не грозит. В отраслевом объединении намерены добиться, чтобы официальные представители того же Volkswagen в нашей стране могли сами проводить сертификацию транспортных средств. А значит, отечественный авторынок станет еще привлекательнее для соседей.