Правительство России недавно приняло решение о строительстве газопровода, который обеспечит газом жителей северных и северо-восточных регионов Казахстана. Идея о строительстве такой ветки изучалась с 2022 года, теперь она будет реализована путем строительства магистрального газопровода проектной мощностью 10 млрд кубометров газа в год. Но этот проект не решит проблемы нехватки газа в стране, основные усилия в этом направлении Казахстан должен приложить сам. И в число этих усилий входит либерализация внутреннего рынка сжиженного газа, передает Toppress.kz.
Газ в Казахстане становится все более востребованным видом сырья: его используют в качестве топлива на генерирующих тепло- и электроэнергию источниках, им напрямую отапливают дома, им заправляют все больше автомобилей. Проблема в том, что самостоятельно страна пока не может обеспечить сырьем все эти направления: по данным министерства энергетики Казахстана, в прошлом году добыча газа на казахстанских месторождениях составила около 60 млрд кубометров. Примерно половину из того объема закачали обратно в пласт – для поддержания давления, из оставшихся 30 млрд кубов половина – 15 млрд – ушла на экспорт в рамках различных международных соглашений, без которых страна в принципе не смогла бы наладить добычу голубого топлива.
При этом половина из отправленного за рубеж объема вернулась в Казахстан в рамках SWOP-схем в виде товарного сжиженного газа: таким образом, страна имеет воможность распределять на свои нужды от 22 до 25 млрд кубометров газа. Более половины от этого объема (12-15 млрд кубов) уходит на выработку электроэнергии на промышленных ТЭЦ, треть этого объема идет на бытовые нужды населения (на приготовление пищи на газовых плитах). А оставшийся объем направляется на нужды автомобилистов и промышленных предприятий, потребности которых в стране постоянно нарастают: в 2022 году в Казахстане был запущен завод по производству полипропилена, который потребляет до 550 тыс. тонн пропана, одновременно автопарк авто на газе вырос уже до 600 тыс. единиц.
Ожидается, что к 2030 году объем добычи газа в Казахстане вырастет до 91 млрд кубометров – по расчетам вице-министра энергетики Алибека Жамауова, это позволит решить проблему с дефицитом газа в стране, который на данный момент составляет примерно 25% от внутренних потребностей. “Планируем запустить производство сжиженного газа на месторождениях Кашаган с объемами 800 тыс. тонн в год, Карачаганак – около 600-700 тыс. тонн в год, и это, думаю, позволит закрыть дефицит к 2030 году”. – сказал Жамауов осенью прошлого года, отвечая на вопросы депутатов мажилиса в парламенте. Но тут следует учесть, что уровень газификации населенных пунктов к 2030 году вырастет до 65% от населения с 59% в 2022-м году.
А это значит, что вырастет и объем газа, идущего на генерацию электроэнергии, отопление и прочие бытовые нужды – с нынешних 20-22 млрд кубов до 28 млрд кубов ежегодно. Не стоит забывать и о том, что в прошлом году министерство энергетики Казахстана разработало, а правительство утвердило дорожную карту по развитию нефтегазохимической промышленности, согласно которой до 2030 года отрасль планирует нарастить выпуск продукции в 5 раз по сравнению с 2023-м — с 357,8 тыс. тонн до 1,8 млн тонн. Речь идет о необходимости запуска шести новых объектов, которые необходимо будет обеспечить сырьем – и пятикратное увеличение выпуска готовой продукции подразумевает такое же увеличение потребления сырья для нее.
Иными словами, у производства автогаза в Казахстане имеются серьезные конкуренты в битве за сырье: тепло- и энергогенерация, а также нефтехимия. Очевидно, что на энергетиках “экономить” в вопросе поставок газа государство не будет, также, как и на заполнении трубы в газифицируемых регионах, ведь в противном случае неясно, какой смысл был их газифицировать. Так что основной конкурент производителей и продавцов автогаза в стране в битве за сырье – это нефтехимический сектор. Который еще полгода назад был значительно более выгоден с точки зрения поставок: на 1 июля прошлого года предельная оптовая цена за тонну сжиженного нефтяного газа составляла на авторынке 45 тыс. тенге, цена поставок для нефтегазохимических предприятий была в два раза выше.
В результате в Казахстане розничные цены на сжиженный газ составляли летом прошлого года, в зависимости от региона, от 59 до 94 тенге за литр. Сейчас, после либерализации цен, они поднялись до диапазона от 77 тенге до 107 тенге за литр, но отметим, что предельная цена при этом поднялась до 52 тыс. тенге за тонну, что решает вопрос о покрытии убытков производителей автогаза, но лишь частично (текущая себестоимость производства автогаза составляет в стране от 65 тыс. до 75 тыс. тенге за тонну). Так что рынок производства автогаза по-прежнему проигрывает рынку нефтехимии и в плане закупочных цен, и в плане рентабельности, что может привести к возникновению на нем дефицита – просто ввиду невыгодности заниматься этим производством.
Стоит добавить, что на данный момент автогаз в Казахстане остается достаточно дешевым в сравнении с соседними странами: в России литр автогаза на АЗС стоил в феврале в среднем 28,09 рубля, то есть 158 тенге по курсу, в Кыргызстане – 29 сомов или 165 тенге, в Узбекистане – 5500 сум за литр или 212,7 тенге в эквиваленте. При сравнении с нынешним разлетом цен в Казахстане (от 77 до 107 тенге за литр) очевидно, что контрабандный ручеек в эти страны с нашего внутреннего рынка не остановится, а это может стать еще одной причиной дефицита автогаза в стране. Поэтому у Казахстана есть два варианта будущего рынка автогаза: либо его дальнейшая либерализация и повышение конкурентоспособности производителей этой отрасли, либо отказ от его производства.