Учредитель крупного металлургического завода уверяет, его ограбил земляк в особо крупном размере – почти 1 млрд тенге,передает Toppress.kz со ссылкой на in business.kz.
Один из учредителей металлургического завода ТОО “Амир-А”, Sin Yuan Steel, а затем и “Союз Металлсервис” Кэ Цзядун утверждает, что другой китайский бизнесмен Чжу Цзунбяо подделал его подписи в банке и обогатился сначала на 145, а потом и на 802 млн тенге. Причем фактически поймали за руку его еще в 2017 году, но осужденный решениями двух судов – первой и апелляционной инстанций – преступник не только на свободе, но и ни копейки не вернул. Сейчас инвестор при помощи адвокатов оспаривает решение в Верховном суде, рассчитывая на возврат утраченных за счет недобропорядочного соплеменника средств.
История началась еще в 2016 году. Предприниматель из КНР Кэ Цзядун принимает предложение принять участие, финансовое, конечно, в амбициозном проекте по созданию одного из крупнейших в стране металлургических заводов на юге Казахстана ТОО “Амир-А”. Собралась группа единомышленников – это пять учредителей, среди которых одна гражданка Казахстана, она и сейчас является руководителем, и четыре китайских гражданина. Вложил, по словам мистера Кэ Цзядуна, он 60 млн долларов. Затем на территории появилось и второе предприятие Sin Yuan Steel, а уже позже, разочаровавшись, видимо, в партнерах, Кэ Цзядун открыл совсем другой завод “Союз Металлсервис”. При этом хищения были произведены на самом раннем этапе и еще со счетов ТОО “Амир-А”.
“Чжу Цзунбяо, он также являлся учредителем ТОО “Амир-А”, на момент совершения преступления являлся директором предприятия. Он, подделав подпись Кэ Цзядуна, когда тот был в Китае, продал участок земли завода якобы за 7,5 млн тенге, тогда как реальная стоимость в десятки раз выше. Позже в 2024 году вышло решение суда о признании данной сделки недействительной. Далее он, подделав документы, с банка снял 145 млн тенге, в этой сумме есть 47%-ная доля мистера Кэ. И еще 802 млн тенге он, подделав документы, получил и, по его показаниям, сделал взаиморасчет с другими компаниями, якобы товары приобрел. Но доказательств этому нет. Документы Sin Yuan Steel спутали с документами “Амир-А”, уверяя, что это одна и та же компания”, – поясняет юрист предприятия Руслан Якубов.
По информации юриста, деньги иностранный бизнесмен снимал не одним траншем, а частями, постоянно подделывая подписи другого учредителя, без которого по совместному договору не имел права в принципе приходить в банк. В итоге решением суда первой инстанции гражданин КНР Чжу Цзунбяо (Zhu Junbiao) был признан виновным по части 4 статьи 189 УК РК “Присвоение и растрата вверенного чужого имущества в особо крупном размере” с назначением 7 лет наказания условно. Уже в апелляции адвокаты осужденного добились еще большего смягчения приговора – 3 года условно. По статье “Самоуправство” его оправдали. А статью “Подделка документов” и вовсе исключили, потому что истек срок исковой давности.
«Чтобы в банке снять деньги, нужны два человека. А он каким-то образом смог их снять один и подписал за меня. Чжу Цзунбяо жил тут, в Казахстане, давно и имеет ВНЖ, поэтому я считаю, что у него были возможности искусственно затягивать расследование. Оно длилось четыре года, до того момента, пока истек срок исковой давности по привлечению его к уголовной ответственности за подделку документов и подписей. Хотя экспертиза доказала, что подписи на документах банковских не принадлежат мне. И суды обеих инстанций это признали однозначно”, – говорит предприниматель из КНР.
Иностранный инвестор уверен, его земляк мешал расследованию через своих знакомых, которыми обзавелся за время жизни тут, в Казахстане. К тому же он не понимает¸ почему суд так мягок к иностранцу и не требует возмещения материального ущерба, то есть фактически похищенных денег.
«Имеются две кассовые книжки у ТОО. Но почему-то одну книгу суд учел, исследовал, экспертизу провел, а вторую – нет. При этом книги предоставили прямо во время суда, а не до, то есть их можно было фальсифицировать. Доказательства подлинности этой книги нет, но ее берут за основу в суде. То есть поверили косвенным словам, что кто-то что-то кому-то сказал. Но такие сложные вопросы решаются экспертизой, а не слухами. Это же бухгалтерские документы их должен исследовать финансовый эксперт. Тут и сложности перевода с китайского. Там много диалектов, переводчик свое добавляет. Возможно, “тот взял то”, и эти слова суд принимает за доказательства”, – удивляется юрист фирмы Руслан Якубов.
«В 2016 году я приехал в Казахстан и вложил в этот бизнес 60 млн долларов. Моя доля есть в проекте “Амир-А”. Бывший директор Чжу Цзунбяо деньги не вкладывал. Я ему не доверял, потому и было принято решение о двух подписях. Я понес материальный ущерб. Но суд освобождает от реального заключения Чжу Цзунбяо. Он до сих пор на свободе. Я подозреваю коррупционную составляющую. Как ему удается уйти от ответственности, оставаться на свободе и не возвращать деньги?! Все доказательства его вины есть, он и сам признавался, что подписывал за меня, но он свободен и не заплатил даже штраф за свои деяния. Да, мы иностранцы, но закон же един для всех”, – возмущается гражданин КНР, обещая обратиться за помощью и поддержкой к президенту Казахстана Касым-Жомарту Токаеву.
Вот даже плакаты соответствующие уже подготовили, говорят, если и Верховный суд откажет в помощи, будут просить разрешение на проведение мирного митинга.