Пограничник Бакит Байжанов, после неравной схватки оказавшийся в фашистском плену, летом-осенью 1942 года организовал среди советских военнопленных подпольную организацию с целью перехода на сторону Красной Армии. Переход оказался удачным, – больше сотни отважных бойцов, уничтожив около трех десятков гитлеровцев, с оружием в руках в декабре 1942 года перешли на сторону Красной армии. Однако самого Байжанова незадолго до указанной акции немцы арестовали, под пытками требовали в обмен на жизнь выдать единомышленников. После категорического отказа Байжанов был казнен…
Такова краткая фабула подвига, долгие годы остававшегося неизвестным казахстанцев. В начале 2025 в Специальном государственном архиве КНБ обнаружен ряд интересных документов. Сухие строки одного из них сообщали: «Документально подтверждено, что 18 декабря 1942 г. в районе г.Богучар Воронежской области, использовав оружие против немецко-фашистских солдат и убив 30 немецких автоматчиков, возглавляемые Ураловым Д. 108 легионеров (в основном казахи) организованно перешли на сторону советских войск и сдали оружие».
Обращаем внимание на формулировки изложенного факта, за которыми скрывается смертельно опасная работа по подготовке перехода на сторону Красной армии, проведенная Б.Байжановым, Д.Ураловым и другими военнопленными. Уничтожив три десятка оккупантов, группа военнопленных организованно перешла линию фронта. Причем не с пустыми руками – с оружием в руках. Учитывая количество перешедших военнопленных и сданное ими оружие, фактически они образовали подразделение, в составе которого готовы были сражаться с фашистами. Согласно архивным сведениям, больше половины из них «переоделись в красноармейскую форму и тут же влились в подразделения наступающих частей Красной армии. Всего было призвано вновь 64 человека, из них в последующем 7 человек были ранены и награждены орденами и медалями, 9 человек погибли в боях с фашистскими войсками».
Многие из решившихся на опасный переход сразу заявили, что его главным организатором был Бакит Байжанов (транскрипция имен указана по оригиналу архивного документа, автор). С их слов, он был связан с советскими партизанами и антифашистской организацией, по согласованию с которыми создал среди бывших советских военнопленных подпольную ячейку.
В частности, Тубагавилов-Сисеналип Смагул, он же Манти, 1920 г.р. сообщил:
«Я давно знал, что он ведет работу против немцев, тайно поддерживает связь с гражданским населением».
Его слова подтвердил Жазыкбеков Онгар, 1922 г.р.:
«Командир взвода 1 роты Байжанов …призывал солдат остаться верным своему отечеству – Советскому Союзу. Одно время Байжанов имел на руках советские листовки, которые давал читать солдатам под строгим контролем».
Другой организатор перехода Нургалиев – Уралов Дусуп, в ряды Красной армии был призван в 1938 г. и к началу Великой Отечественной войны был уже опытным воином. В трагические дни отступления Красной армии он попал в плен. Буквально с первых дней там он искал возможность вернуться в ряды Красной армии, причем планировал сделать это с максимальным ущербом для гитлеровцев. Его единомышленником стал Бакит Байжанов, оба не собирались ограничиваться только планируемым переходом:
«Мы с ним договорились к праздникам организовать несколько диверсионных актов – взорвать склад боеприпасов и др. Эти действия мы приурочили к наступлению Красной армии. В связи с тем, что наступление не состоялось, диверсию пришлось отложить. 9 ноября Байжанова арестовала немецкая жандармерия».
О последовавших за этим событиях сообщил Байдульдин Идрис Нашкинович, 1917 г.р.:
«После ареста Байжанова со связанными руками привозили в батальон. Всех построили и заявили, что Байжанов вел работу против немецкой армии. Ему предлагалось пройти перед строем и указать своих сообщников, но он никого не указал и его увезли в гор.Богучар. За день до его ареста была арестована хозяйка дома, где жил командир батальона немец. Жители рассказывали, что эта женщина раньше поддерживала связь с Байжановым и партизанами, у нее нашли какие-то документы, в которых упоминается Байжанов».
Аналогичные показания дали и другие бывшие военнопленные: Мурзакулов Атабит, Байгабулов Теренкул, Мухамеджанов Курулша, 1916 г.р., Жанталиев Каныбек, 1918 г.р., ур.ЮКО, Рахимов Алмабек, 1910 г.р., ур.Алма-атинской области, Тлеубаев Дастан, ур.СКО, 1918 г.р. и др.
Казалось бы, подвиг Бакита Байжанова, геройские действия Дусупа Уралова, смелость решившихся на опасный переход легионеров – бесспорны. Известны имена и тех смельчаков, выполнивших опасное задание по заблаговременному переходу на сторону Красной Армии и предупредивших о планируемом переходе. Это были Нигмет Табишкин, Курумша Мухамеджанов, Мусабай Малыбаев и Аскар Алиакбаров.
Однако советское право рассматривало нахождение в плену как измену Родине, т.е. как особо опасное государственное преступление, что нашло отражение в принятом 8 июня 1934 г. ЦИК СССР Законе «Об измене Родине». В соответствии с принятой в 1940 году военной присягой Красной Армии, попавшие в плен независимо от обстоятельств пленения рассматривались как предатели и изменники Родины.
Поэтому Д.Уралов 2 апреля 1943 г. и ряд других бывших в немецком плену лиц были арестованы по обвинению в измене Родине. Уралову грозила смертная казнь, однако в декабре 1943 г. Особое Совещание НКВД СССР ограничилось приговором в 10 лет исправительно-трудовых лагерей и долгие годы он вынужден был жить в статусе изменника.
Многое изменилось после смерти И.Сталина, когда Главная военная прокуратура (ГВП) СССР стала пересматривать материалы ранее репрессированных лиц. Тогда возглавлявший специальную группу ГВП по расследованию жалоб и писем Викторов Б.А. занимался реабилитацией многих незаконно репрессированных военнослужащих Красной Армии.
В том числе, – материалами в отношении сына татарского народа Мусы Джалиля. Попав в августе 1942 года в плен, он вступил в созданный немцами легион «Идель-Урал» и участвовал в работе подпольной организации, устраивал побеги военнопленных. В августе 1943 года гестапо арестовало Мусу Джалиля и других подпольщиков, после долгих пыток он был казнен на гильотине 25 августа 1944 года в тюрьме Плётцензее в Берлине.
Несмотря на свою героическую деятельность, несколько лет после окончания Великой Отечественной войны Муса Джалиль считался предателем. Многое изменилось в 1956году, когда благодаря активной позиции маршала Г.К.Жукова, видных писателей и общественных деятелей стало известно о мужественных действиях в немецком плену ряда советских военнослужащих. Писатель С.Смирнов написал повесть «Брестская крепость» (опубликована в 1957г.), в которой рассказал о ее защитниках. На фоне возникшего общественного резонанса один из главных героев повести – попавший в немецкий плен майор Петр Гаврилов – был восстановлен в партии, ему вернули звание и награды. Более того, указом Президиума Верховного Совета СССР от 3 января 1957 г. за образцовое выполнение воинского долга при обороне Брестской крепости, проявленные при этом отвагу и героизм, Гаврилову П.М. было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».
Еще пример: бывший летчик, а в 1956 г. журналист газеты «Советская Татария» Я.Винецкий внимательно отнесся к внешне невероятной истории Михаила Девятаева, который в феврале 1945 г. бежал из плена на фашистском самолете. При помощи еще одного неравнодушного человека, собственного корреспондента популярной «Литературной газеты» Б.Гизатуллина очерк Я.Винецкого «Мужество» о Девятаеве 23 марта 1957 г. был опубликован в этом популярном издании. И уже 15 августа Михаил Петрович был удостоен звания Героя Советского Союза.
Муса Джалиль широкую известность получил во многом благодаря активной деятельности писателей Константина Симонова и Юрия Королькова. В 1956 г. М.Джалилю было присвоено звание Героя Советского Союза (посмертно), в 1957- присуждена Ленинская премия. Принятые меры превратили его в символ героизма татарского народа в Великой Отечественной войне, и с другой стороны, – демонстрировали «справедливость» политики советского государства по отношению к бывшим легионерам.
Свою лепту в обеспечение исторической справедливости внесли и сотрудники органов госбезопасности Казахской ССР, сумевшие в послевоенное время разыскать скрывавшегося в Костанайской области М.Ямолутдинова, в годы войны выдавшего фашистам подпольную группу М.Джалиля. В современном Казахстане имя Мусы Джалиля присвоены улицам в гг.Астана, Жезгазган, Семей, в августе 2022 года в г.Кокшетау состоялось открытия бюста героя.
К огромному сожалению, в отличие от вышеуказанных героев, документально зафиксированный подвиг Бакита Байжанова остался незамеченным. Руководитель спецгруппы ГВП Викторов Б.А. уже в 1956 году обратил внимание на схожесть условий героических действий Б.Байжанова и М.Джалиля. Оба в неравной схватке попали в плен, вынужденно вступили
в т.н. национальные легионы вермахта, участвовали там в деятельности подпольных организаций, организовывали побеги советских военнопленных. И оба мужественно встретили смерть…
Викторов Б.А. указывал на это писателям и общественным деятелям, но имени Бакита Байжанова суждено было на десятки лет затеряться среди миллионов погибших в той страшной войне… Стремясь увековечить подвиг Б.Байжанова, к ХХ-летию Победы в 1965 году генерал Викторов написал о нем статью в «Казахстанской правде» и упомянул в книге «Без грифа «секретно». Записки военного прокурора» (1990).
Комитет национальной безопасности РК, стремясь восстановить историческую справедливость и принять меры по увековечению памяти Героя-пограничника, принимает меры по поиску дополнительной информации в отношении Бакита Байжанова.
По данным МО РК (со ссылкой на портал «Память народа»), значится красноармеец Байжанов (Бойжанов) Багит Дыжулович (Дежулаевич), 1916 г.р., уроженец с.Сарайчик Баксайского района Гурьевской области. Был призван в феврале 1940 года, пропал без вести в октябре 1942 года, – указанные сведения для однозначного утверждения, что речь идет именно об интересующем нас человеке, явно недостаточны. Поэтому Комитет продолжает проверочные мероприятия, направив ряд соответствующих запросов иностранным партнерам в Россию и Германию.
Одновременно КНБ обращается ко всем, кому что-либо известно о Баките Байжанове, сообщить по телефонам: 8-7172-76-14-09, 8-7172-76-14-10.